
Ego versiculos feci, tulit alter honores
Я хотел бы поделиться несколькими откровениями о проектном управлении, которые не пишут в учебниках и не рассказывают на курсах. Америку они, скорее всего, вам не откроют, но кое-что для себя извлечёте.
Понимание задачи важнее идеальных артефактов
После теоретического обучения, у вас может возникнуть карго-культ: я сделаю полный набор идеальных артефактов, буду вести детальную документацию, буду всё в ней отражать и проект точно сложится успешно.
Да, артефакты важны. Без качественного ведения документации вы сами быстро заплутаете в сложном проекте, его будет почти невозможно передать другому пиэму, будет трудно потом писать постмортем и повторно использовать опыт. Но это не главное.
Давайте вспомним аджайл-манифест:
Приоритет команды проекта — удовлетворение потребностей заказчика с помощью своевременной и регулярной поставки качественного продукта.
А кроме того, люди и взаимодействия важнее документов. Ваша основная задача — удовлетворить потребность заказчика, разработав продукт или внедрив решение. И если вы не поймёте эту потребность, у вас ничего не получится, вы завалите проект.
Самое частое заблуждение в этом отношении — пойти у заказчика на поводу, запланировать множество функций в первую версию продукта, тщательно собрать требования, всё спланировать, уйти на год в разработку, а потом обнаружить, что продукт рынку не нужен, основная гипотеза не подтверждается. А надо было прочитать ситуацию и убедить заказчика сделать MVP с одной-двумя ценностными функциями за пару месяцев.
Конфликт — не угроза, а управленческий инструмент
В 24 выпуске мыслей за месяц я писал о том, что высшее руководство компании часто превращается в чрезвычайно сплочённую касту, каждый член которой мыслит строго в одном направлении, из-за чего происходят ошибки.
На более низких уровнях принцип такой же. Если с вами боятся или не хотят спорить, у вас проблема. Вы попросите сделать фигню, команда возьмёт под козырёк, сделает фигню, отвечать вам.
Конфликт — это плохо, когда он происходит на почве личной неприязни. Например, один член команды курит, дым задувает в кабинет, остальные коллеги его из-за этого недолюбливают и с ним ругаются. Конструктивный же конфликт, когда сотрудники не согласны друг с другом или с вами, это вполне ок. И правильно разруливая конфликты, вы можете добиться хороших результатов.
Почитайте ещё мою статью об уровнях конфликтов и внутренние конфликты в компании.
Не скрывайте негативную инфу. Открытая коммуникация — ключ к успеху
Зеркальное отражение предыдущего пункта. Так же, как члены команды не должны бояться идти на конфликт и не соглашаться друг с другом и вами, так и вы не должны бояться сообщить неприятную информацию заказчику и команде.
Какую неприятную информацию может понадобиться сообщить заказчику? Что релиз задерживается. Или что какую-то функцию придётся реализовать в урезанном виде, полноценно сделать не получается. Да, заказчик будет недоволен. Но это лучше, чем скрыть и поставить его перед фактом в день релиза.
С командой то же самое. Руководство сообщило вам, что у компании проблемы с финансированием. Возможно, зарплату задержат. Если не уведомить команду, до неё быстро начнут доходить слухи, которые могут трансформироваться чёрт знает, во что. В результате получите ненужную текучку. Оно вам надо?
Не бойтесь ответственности
Коллега рассказал историю. На последнем месте работы на него жаловался деливери-менеджер. Несамостоятелен, приходит с проблемами, похож больше на администратора, а не на пиэма. А для него было совершенно естественно советоваться с коллегами и руководством. Если есть управленческая голова, почему бы у неё не спросить, как лучше поступить?
Ресурсный навалил ему ОС, чувак сделал выводы и решил вести себя как мудак (в его понимании). То есть, столкнулся с проблемой, решил на своё усмотрение, потом на встрече с деливери и аккаунтами доложил. И жалобы… прекратились. Он стал полностью всех устраивать.
Это очень ценный инсайт. Это не мудачество, это самостоятельность и ответственность, руководство это ценит. Главное, не скатывайтесь в самоуправство и не считайте себя умнее заказчика.
- Сначала задайте три вопроса: Каковы риски? Есть ли альтернативы? Как это повлияет на проект?
- Если решение можно принять самостоятельно – действуйте.
Берегите себя
У вас может возникнуть соблазн впахивать с утра до глубокой ночи, даже на выходных что-нибудь пилить. Так вот, не делайте так. Если вы выгорите, накроется и весь проект, потому что не факт, что вам найдётся достойная замена.
Необязательно принимать каждую встречу, на которую вас зовут. Не стесняйтесь требовать адженду и не ходите на встречи, на которых не нужны. Приоритизируйте задачи матрицей Эйзенхауэра, делегируйте часть задач, ненужное выкидывайте.
Соблюдайте ворк-лайф баланс, отключайтесь от работы вечером, ходите на обед, встречайтесь с друзьями и девушкой на выходных. Работа — важная часть жизни, но не вся жизнь, даже на старте карьеры.
Да, всегда есть вероятность, что вы что-то упустите и навредите проекту. Но если вы выгорите и сляжете в больницу, вы стопроцентно ему навредите.