Edite, bibite, post mortem nulla voluptas
Давайте поговорим об очень интересной и полезной практике, которая во многих компаниях незаслуженно игнорируется. Выученные уроки или постмортем.
Прежде, чем перейти, непосредственно, к оргвыводам, как мне кажется, в документ следует добавить «титульную» информацию. Пара абзацев, о чём вообще, проект, главная его отличительная особенность. Использованные технологии, языки программирования, фреймворки.
Зачем это всё. На последнем месте работы я активно участвовал в пресейлах. И дважды прилетали пресейлы на крайне нетипичную услугу — аудит ПО. То есть, в ходе проекта нужно проанализировать программное обеспечение заказчика и дать по нему экспертные выводы. Какие недостатки, что можно улучшить. И заказчик для участия в тендере, просил предоставить кейсы. То есть, примеры реальных проектов, в ходе которых мы уже проводили аудит.
Мне (а также аккаунту и деливери) пришлось обойти, в прямом смысле, все офисы компании, расспросить множество людей, чтобы вытащить эти самые кейсы. Такая небольшая, научно-исследовательской работой я это бы не назвал, журналистская работа, расследование. На неё ушло очень много времени и сил. Если бы в компании были внедрены постмортемы, задача бы решалась за пару рабочих дней, было бы достаточно их прочесть и сделать выводы.
Подход к написанию постмортема
PMBOK рекомендует писать эти заметки уже по ходу проекта, чтобы ничего не упустить, в случае, если проект будет очень протяжённым по времени.
Будет здорово, если вы предоставите сотрудникам возможность тоже делать такие записи. Если доверия в команде нет — при помощи анонимной формы.
Вы можете завести в своей базе знаний что-то вроде «судового журнала» проекта и фиксировать в нём все эти вещи.
Типы выученных уроков
- Неудачи и их причины: тут расписываем всё, что пошло не так. Команда расскажет подробности, вы же можете рассмотреть ситуацию в целом. Наверное, главное, что должно быть в постмортеме.
- Лучшие практики, наоборот, что было хорошего. Мы, например, в прошлом проекте придумали, как проводить презентации требований так, чтобы заказчик смог начать отвечать на вопросы.
- Предложения по изменению стандартных процессов для особых типов проектов. Это может быть необходимость планирования дополнительных проектных буферов, ввод нового уровня аппрува предлагаемых изменений в ходе реализации. В общем, что угодно, что могло бы упростить вам жизнь и решить проблемы до их появления.
- Очевидные вещи, которые нигде не задокументированы. Лишнее напоминание до старта проекта проверить график отпусков исполнителей ещё никому не повредило.
- То, что было задокументировано ранее, но находилось в неожиданном месте. Вы нашли в базе знаний полезный гайд, про который не было известно, потому что он лежал не в той папке? Отлично, дайте на него ссылку. И перенесите туда, где он должен находиться.
Структура постмортема
- Цели проекта: какие критерии достижения ставились и как они выполнены, почему были отклонения?
- Результаты проекта: что необходимо было сдать заказчику и что по факту сделано, когда сдано и почему были отклонения?
- Информация о выполнении бюджета проекта (в деньгах или в человекочасах)
- Хронология изменений в базовом плане. Позволяет оценить, сколько раз руководитель проекта «обнулял счетчик» проекта.
- Опыт для последующих команд.
- Чек-лист передачи проекта на поддержку.
Очень важно, чтобы вся информация имела конкретный характер, идеально — если она будет со ссылками на проектные документы.
Примеры записей
Проект стал второй фазой реализации портала. Одной из задач на старте проекта было сохранить предыдущую команду. Возникла проблема — ведущий аналитик отказалась продолжать работать над проектом из-за выгорания и из компании уволилась, достаточно долго подбирали нового аналитика.
При планировании проекта не учли особенность госзаказчика — его крайне медленное принятие решений и склонность вместо ответов на вопросы, просить предоставить варианты. Из-за этого просчёта слишком мало времени выделили на сбор требований для первой итерации проекта. Из-за этого сбор требований продлился на месяц дольше записанного в изначальный план, команда простаивала.
На старте проекта нам обозначили как серьёзный риск, уход из компании деливери-директора Константинопольского, который по совместительству, был экспертом по одной из систем заказчика, с которой нужно было интегрироваться. Были затрачены ресурсы на заключение с ним фрилансерского контракта. Риск не сработал, как оказалось, у нас достаточно компетенций.
Из-за отсутствия у заказчика видения проекта и склонности затягивать решения, итерации комплектовались задачами не в полном объёме, некоторые специалисты простаивали. Из-за этого количество итераций выросло с 5 до 9 и срок проекта съехал с середины марта на середину июня.
Выработали нестандартный подход к данному госзаказчику. Оказалось, что если проводить презентацию требований с демонстрацией интерактивного прототипа, у них включается абстрактное мышление и они начинают более-менее нормально давать ответы на вопросы. В итоге таких презентаций провели пять, документы сохранены в папке проекта.
В целом, это всё, что вам нужно знать о постмортемах.