Ещё 5 критичных ошибок менеджеров проектов

Когда-то давно я написал статью о главных ошибках в общем менеджменте. Сегодня хотелось бы поговорить именно про пиэмские косяки. Косячат все, это нормально, но некоторые вещи приводят к слишком уж серьёзным последствиям и их вполне реально предотвратить.

Не управлять ожиданиями

Прочтите, пожалуйста, мою статью об управлении ожиданиями на проекте, там этот вопрос рассмотрен максимально подробно.

Главная проблема заключается в том, что вы можете изначально договориться с заказчиком об определённых параметрах проекта (сроки, бюджет, содержание, уровень качества), но в процессе эти параметры могут поменяться.

Абсолютно нормальная ситуация — вы сделали первое демо первого куска продукта или даже демо требований вместе с дизайном и у заказчика проснулся аппетит. Он накидал вам дополнительных фич. Вы их минимально проработали, оценили, получили оценку, скажем, часов в 300. Скинули оценку заказчику, он сказал, ок. Вам кажется совершенно очевидным, что срок проекта сдвигается, бюджет растёт. Заказчику — нет. Вы должны зафиксировать изменение в переписке (желательно, по имейлу, а не в мессенджере), заказчик должен в явном виде окнуть.

Потому что я вам гарантирую, если вы забьёте на этот ритуал, заказчик к вам придёт в дату, которую вы изначально поставили дедлайном, и спросит, где готовый продукт, получив ответ, что ещё 300 часов работы, будет огорчён и может навалить вашему руководству негативного фидбека, замучаетесь потом доказывать, что не верблюд.

Экономить слова при постановке задач

Я много раз встречал людей, у которых слова были, похоже, платными. Обычно они занимали высокие руководящие позиции, спорить с ними было чревато, доуточнять психологически некомфортно, потому что они тут же начинали считать вас тупым.

Так вот, надо доуточнять. Вот вам сообщение от такого человека:

— Собака.

Что у вас возникло в голове от этого слова? У меня красивая рыжая коржиха. А он имел в виду годовалого питбуля с капающей слюной. И у каждого человека, который прочитает слово «собака», в голове родится свой образ собаки. Поэтому надо доуточнять, какая именно собака.

И лично вы, объясняя задачу подчинённому, не должны экономить слова. Секунды, которые вы сэкономите на постановке задачи, выльются в десятки и сотни человекочасов исправления ошибок.

Надевайте шапочку исполнителя, когда ставите задачу.

Упускать контроль сроков

Этот пункт связан с первым, с управлением ожиданиями, потому что сроки — одно из главнейших ожиданий. В чём проблема. Сроки имеют свойство разрастаться. Вроде, оценили, спланировали, закоммитились на определённые даты, но у разрабов что-то пошло не так, одну задачу провафлили на неделю, другую и вот, сроки поехали, а вы ни сном, ни духом.

В принципе, работа короткими итерациями по одной-две недели, помогает, это позволяет не упустить проблему слишком уж серьёзно. Если работаете не итерационно, ставьте контрольные точки, проверяйте готовность. Фраза «готово на 99 %» должна вызывать у вас паранойю, такие задачи могут оставаться в таком состоянии неделями. «Готово на 99 %» — значит, «не готово». Если таких задач много, требуйте декомпозировать мельче.

Забывать про первую батыревскую татуировку

Очевидное для вас — неочевидно для других. Разработчики, аналитики, тестеры — не всезнающие боги, у них неизбежно есть пробелы в знаниях. Иногда им надо подсказать, иногда организовать ликбез от более знающих коллег.

Вообще, в критически важные для компании проекты, обычно ставят ребят поопытнее, но и у них могут быть пробелы. Нет ничего страшного в том, чтобы погуглить и скинуть разработчику статью.

Бояться

Все косячат, все тупят, особенно поначалу. Вам может попасться токсичный руководитель, который будет гнобить за ошибки, из-за этого у вас может выработаться страх ошибиться. С этим надо бороться.

Важно ключевое понимание. Вряд ли за ваши ошибочные действия вас посадят или изобьют. Вам даже в лицо плюнуть не смогут по зуму-то. Максимум — уволят, в худшем случае кинут на последнюю зарплату. Бояться совершенно нечего.

Не надо бояться, не надо врать, не надо пытаться казаться умнее, чем вы есть. Держите руководство в курсе проблем, проявляйте инициативу, учитесь, неизбежно обсирайтесь, это современно, это аджайл. И рано или поздно научитесь.


Опубликовано

в

от

Если хотите получать новые посты на имейл, подпишитесь на рассылку. Пишу нечасто и по делу. 

Предыдущий пост
Как организовать замещение сотрудника на время отпуска.