О SMART и самой важной букве в этой аббревиатуре

by Владимир Бычко

Изображение с unsplash.com, автор CDC

Аббревиатура SMART появилась в восьмидесятые и её знает любой, сколько-нибудь грамотный управленец. Считается, что все цели должны быть смартовыми, несмартовые цели — это, в целом, и не цели вовсе.

Мне кажется, что одна буква из этой аббревиатуры сильно важнее остальных. Но сначала давайте разберём их все.

Конкретная (specific)

С этим свойством целей я вплотную столкнулся, работая в одной мобильнокодерской компании. PMO меня спрашивает, что будешь делать сегодня для вхождения в проект? Я говорю, почитаю написанную до меня документацию. А он отвечает, что эта цель неконкретная и так формулировать нельзя. Конкретность — это прочитать документы А, B, C, составить список вопросов по ним.

Измеримая (measurable)

Если процессы и результаты не измеряются, процессов и результатов нет, однозначно. «Повысить продажи чапельников» — плохая цель. «Повысить продажи чапельников на 14,5 %» — уже получше.

Достижимая (attainable)

Совершенно бессмысленно, работая в подвале с тремя единомышленниками, ставить задачу, за год перегнать Apple по капитализации, это недостижимо. Зато вполне достижимо разработать и выпустить, например, уникальные чехлы для айфонов и откусить у чехольщиков кусочек рынка.

Значимая (relevant)

То, что вы делаете, должно быть важным, оно должно делать жизнь какого-то сегмента потребителей лучше и/или приносить вам хоть какую-то прибыль. То, что вы делаете, должно быть кому-то нужно. Необязательно миллионам людей, прочтите мой пост про корабль конвоя.

Ограниченная во времени (time-bound)

Лично я не люблю ограниченные по времени задачи, без дедлайна я меньше прокрастинирую, но в общем случае, в рамках бизнеса, надо ставить ограниченные по времени цели. Если увеличить продажи — то не только, на какую сумму, но и за какой период.

А теперь главная мысль этого поста. Самая важная буква в аббревиатуре SMART — R. Значимая. В мире делаются сотни незначимых проектов, которые на самом деле, не нужны заказчику, а пиэм делает их только ради пункта в портфолио. На рынок в результате выходят чудовищные продукты, дающие отвратительный пользовательский опыт и плохо решающие их проблемы, даже если все остальные буквы аббревиатуры учтены при постановке целей.

Вы достигнете истинного дзена, когда научитесь понимать, является ли данная цель relevant и будете делать только значимые вещи в бизнесе и в жизни, не растрачивая ресурсы попусту.