Как совершенно точно не стать профессиональным руководителем

Ранее я писал, как совершенно точно не получить повышение на работе. Сегодня хотел бы рассказать, как гарантированно не стать профессиональным руководителем и навечно остаться «управляющим бровями».

Пост навеяла двухнедельная работа на айти-подразделение ГК «Самолёт» в начале этого года. Там мне попытались передать команду, которой ранее руководила девушка, пришедшая в айти из юриспруденции и организовавшая работу так, как умела — то есть, замкнула на себя всё. От детальной координации каждого исполнителя до анализа продуктовых и проектных метрик, кадровых вопросов и разбора обращений из соседних подразделений (за две недели я их наловил сорок восемь). В сочетании с очень тревожным руководством, требующим ежедневной отчётности и постоянными совещаниями, каждый час, каждую минуту, это показалось мне одним из самых больших управленческих кошмаров. Такое подразделение можно перестроить, с руководством выстроить правильные отношения, но на это уйдёт неимоверное количество нервов и времени, которых у меня нет.

Поэтому рассказываю в этой статье вредные советы, как довести подразделение до состояния полного ручного управления.

Но перед этим прочтите, пожалуйста, пост Дениса Сиденко про «управление бровями» (Линкадин под блокировкой, чтобы блок отобразился, поставьте какой-нибудь плагин с автоматическими прокси или врубите vpn):

Для того, чтобы точно не стать профессиональным руководителем, нужно делать пять вещей. Давайте разбираться, какие именно.

Хочешь сделать хорошо — сделай сам.

Лучшего программиста делают тимлидом. Лучшего продавца — РОПом. Лучшего дизайнера — арт-директором.

Одновременно с этим Лебедев убедительно попросил меня не рисовать больше ничего и дать дорогу молодым: инструмент арт-директора — дизайнеры, а не рисовальная программа. Я тогда получал в день пять десятков писем и ничего совершенно не успевал, хоть вешайся.

Людвиг Быстроновский

Людвиг Быстроновский

арт-директор Студии Лебедева

Естественно, у вчерашнего исполнителя постоянно возникает желание «закатать рукава» и показать этим щенкам, как правильно писать код, заключать сделки, дизайнить дизайн. Руководитель постоянно закатывает рукава, ему постоянно аплодируют и хвалят, какой он молодец, у него отличная самооценка, только в отделе бардак и невыстроенные процессы, на менеджмент времени совершенно не хватает, расти отдел категорически не может.

Есть хорошее мысленное упражнение. Начать управлять так, как будто вам оторвало руки. То есть, вы можете ставить задачи голосом и письменно, но не можете сами ничего делать. Обучать (об этом ниже), мотивировать, координировать можно.

Людвиг, цитату которого я привёл выше, сделал первый шаг, поменяв ноутбук. Продал семнадцатидюймовый гроб, на экране которого помещался журнальный разворот в натуральную величину и купил маленький изящный ноут. Тоже полезное действие.

Невозможно быть руководителем на 80 %. Вы либо управляете, либо исполняете. А кроме того, невозможно управлять системой, будучи её частью.

Не обучать

Обучать трудно и страшно. Трудно, потому что умственно тяжело систематизировать собственные, часто хаотичные знания. Да и некогда, потому что см. предыдущий раздел. Страшно, потому что у выучившегося сотрудника вырастут зарплатные запросы, он может уволиться или вас подсидеть. Поэтому он никого никогда не обучает и не отправляет на обучение. Только вот увы, отдел опять не растёт. И любая проблема, которая будет прилетать в ваше подразделение, будет решаться только вашими руками.

Да и в конце концов, вас же никто ничему не учил, вы всё сами постигли, правильно? Чем они лучше?

Рост зарплатных аппетитов — это нормально. И это ваша забота, время от времени наведываться к вышестоящему начальству и убеждать, что фонд оплаты труда не должен быть ниже фонда рекрутинга.

Периодические увольнения — это тоже нормально. Люди будут увольняться, это не просто риск, это стопроцентный факт. Вы обязаны выстраивать систему так, чтобы от увольнения сотрудника, даже очень важного и квалифицированного, система не рушилась. Дублирование функций во все поля.

Что касается подсиживания. Если ваш топ-менеджер или гендиректор или кому вы там подчиняетесь, такое допускает, это к лучшему, работать на него не надо.

На деле обучение сотрудников сильно повышает их мотивацию и минимизирует выгорание, отчего результаты отдела растут.

Давать распоряжения и инструкции только устно

Ещё один страх новоиспечённого руководителя — что каждый сотрудник будет понимать, что ему делать и руководитель из-за этого станет ненужным. Поэтому он старается вообще, избегать письменных распоряжений и инструкций, налегая на «управление бровями». В целом, система работает, руководитель незаменим, к нему постоянно обращаются с вопросами, он чувствует себя важным и востребованным. Только вот времени больше ни на что не хватает, особенно с учётом пункта про хочешь сделать хорошо — сделай сам. А вам ещё и придётся рассказывать, как делать ту или иную работу довольно часто.

У меня был руководитель, который любил говорить, что даже если он озвучил невпопад какую-то мысль, я должен её воспринимать как поставленную задачу и ломиться исполнять. Мысль о тикет-системе (я тогда был сисадмином) его пугала так, что он даже рассматривать её не хотел.

Каждая повторяющаяся работа должна быть регламентирована, а ещё лучше, автоматизирована. Это позволяет значительно быстрее погружать в контекст новых сотрудников и освобождать свой мозг для работы более интеллектуальной, чем в сотый раз объяснять сотому по счёту офис-менеджеру, как правильно печатать на конвертах. Короче, читайте статью про регламенты.

Да, тут есть другая крайность. Можно дорегламентироваться до многостраничных мануалов, которые будет трудно воспринимать (как, например, в айти-подразделениях «Комуса»). Но в целом, и это лечится, просто не требуйте от новичков знания их наизусть, пусть ознакомятся и разок на практике их пройдут и всё получится. Читайте правило про обучение.

Не давать сколько-нибудь детальных планов

Ещё один страх руководителя — что если его подчинённые будут посвящены во все планы, он опять станет ненужным. Да и не требуется от них это знать, вдруг ещё сольют конкурентам. Лучше не планировать вообще, ведь если плана нет, его невозможно провалить. Но да, при росте количества подчинённых, придётся слишком много двигать фигуры, но вы же не боитесь лишней работы.

Каждый солдат должен знать свой манёвр.

План операционный в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени. В переписке между начальниками войск следует излагать дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов. Будущие же предприятия определять вперед на сутки или на двое.

Александр Суворов.

Александр Васильевич Суворов

русский полководец

Сотрудникам несвязанных отделов знать детали планов друг друга, действительно, большой нужды нет, но они должны, во-первых, знать стратегические цели всей организации, а во-вторых, планы свои.

Только тогда они смогут работать более-менее самостоятельно, плюс, не придётся постоянно давать им приоритеты. Ведь если все знают, что важно для компании, а что не очень, приоритеты становятся понятны сами собой.

Слепой лось, бегущий через горящий лес.
Мемас из сети.

Кроме того, зная верхнеуровневые планы подразделения, сотрудники смогут ставить себе личные планы самостоятельно, оставляя руководителю возможность их ревьюить и корректировать.

У меня был такой кейс. Раз в месяц я готовил список ключевых манипуляций по проекту на следующий месяц. Закончить такой-то блок работ, завершить тестирование такого-то блока, провести ревью требований, автоматизировать то-то. Потом находил время в расписании своего босса, мы запирались в кабинете, садились рядом и совместно этот план вычитывали, попутно проставляя, какое влияние исполнение каждого пункта будет оказывать на мой бонус в конце месяца. Босс задавал вопросы, иногда добавлял свои пункты, иногда вносил коррективы. Потом я этот план доносил до сотрудников и каждый понимал, чем ему в этом месяце заниматься. Хорошая практика.

Не координировать людей

Это не страх, это скорее, популярное заблуждение, что лучшая организация работ — как на советском заводе. Не то, что в одном цеху не знают, что делают в другом, не то, что за одном столом не знают, что делают за соседним, люди сами не до конца понимают, что делают.

Важная для недоменеджера особенность отсутствия координации — в случае неудач будет очень легко найти виноватых.

Понимание того, что вы делаете важную и востребованную работу, очень важно, оно уменьшает выгорание и повышает производительность.

Иногда приходится делать работу, которая важна, но у результатов которой не будет внятных потребителей. Про неё читайте в моём посте про корабль конвоя:

В принципе, если у вас небольшая команда людей, сидящих по заветам идеологов скрама в одном помещении, большой необходимости в координации нет, они и так прекрасно знают, кто и чем занимается. Но если у вас большое распределённое подразделение, без координационных встреч никак.

Если команда большая, лидам направлений имеет смысл собираться каждый день со своими сотрудниками, координироваться. Как часто нужно собираться лидам и вам — вам решать, но время от времени надо, чтобы послушать их новости и рассказать им свои.

Если так получилось, что под вашим контролем несколько подразделений, собирать их на координацию целиком, конечно, не надо, но встречаться, хотя бы раз в пару недель, с их руководителями необходимо.


Опубликовано

в

от


Подпишитесь на рассылку новых постов, чтобы их не пропускать:

Предыдущий пост
Как выстроить коммуникации с командой, заказчиком, руководителем.