
Ab exterioribus ad interiora
В сколько-нибудь серьёзном проекте, в том числе по разработке ПО, должен быть выделенный менеджер со стороны заказчика. Далее я буду называть его «клиентский менеджер» для краткости. Без него обычно бардак. В продуктовой разработке его заменяет продакт овнер, но мы сейчас про заказную.
Проблемы, связанные с отсутствием клиентского менеджера
Размытие ответственности
Среди сотрудников заказчика никто не держит в голове картину проекта целиком. Есть разные сотрудники разных отделов, с которыми вы взаимодействуете по вопросам их компетенций, но обсудить проект целиком не с кем. Вроде как, есть какой-то начальник, назначенный ответственным, но он руководит целым отделом и ему не особо есть время и дело до вашего проекта. Всё это выливается в организационный хаос и взаимные обвинения.
Отсутствие единой точки входа
И выхода. Вам часто приходится гадать, к кому из перечисленных в предыдущем пункте сотрудников с каким вопросом обращаться. А вам постоянно прилетают требования от разных чиновников из штата заказчика, без всякой приоритизации, без сроков и часто без контроля и надзора. Некоторые из этих требований неактуальные, некоторые дублирующиеся или взаимоисключающие. И снова получается хаос.
Срыв сроков согласований и принятия решений
Проект, вроде, как-то движется вашими стараниями, но всё время вылезает проблема — когда заказчику нужно принять какое-то решение, организационное ли, техническое, безопасническое, каждый раз проблема. Нет возможности просто скинуть документ с раскладом и через пару дней получить ответ, эта процедура всё время затягивается на неделю и дольше, так как вопрос на согласование уходит чуть ли не генеральному директору.
В мезозое была эпоха больших и длинных динозавров. Представьте себе такого гиганта 40 метров длиной. К его хвосту подбегает мелкий хищник размером с кошку и начинает откусывать мясо. По нервным волокнам динозавра бежит сигнал в голову: что-то не так. Но скорость сигнала всего 80 метров в секунду (это норма и для человека). Через полсекунды сигнал в мозгах. Еще полсекунды на выработку решения: посмотреть, что там. Многотонная шея с головой поворачиваются: ага! Меня едят! На это уходит еще полторы секунды. В хвост побежала команда: раздавить эту наглую писюшку в фарш. Еще полсекунды и хвост начинает движение. Итого три секунды. За это время можно отгрызть хороший кусок, отпрыгнуть в сторону и наблюдать за движениями хвоста неудачливого динозавра.
Вы думаете, что эти диплодоки ходили с отгрызанными хвостами? Отнюдь! У динозавров развился второй центр принятия решений. Это не мозг, а утолщение спинного мозга размером с грецкий орех. И находилось оно как раз под хвостом — у задницы. Теперь простые решения динозавр мог принимать раза в три быстрее и так просто его было не укусить. Да. Решения принимались жопой, но это вынужденный компромисс. Работая в крупной компании, не удивляйтесь, что многие вопросы решаются «через жопу». Решение головой может занять несколько лет.
anekdot.ru/id/1273906/
Нет приоритизации
Всё, что прилетает от сонма чиновников заказчика, важно и срочно. Из-за этого у команды сбивается фокус, она всё время переключается с задачи на задачу, не успевая делать то, что действительно важно. Самое мерзотное, что когда заканчивается срок проекта, выясняется, что половину сделанного нужно выбросить — оно не несёт ценности, а запрошено было только затем, чтобы данный чиновник мог показать руководству, что проявляет интерес к проекту. Без приоритетов плохо.
Нет контроля бюджета
Из-за того, что нет клиентского менеджера, контролировать бюджет со стороны заказчика некому. Из-за этого и предыдущих причин, бюджет расползается и каждый раз, когда приходит пора оплачивать очередной акт, происходит мини-скандал — откуда вылезли такие суммы? Или напротив, нужно сделать важную вещь, бюджет на которую не согласован, а согласовать его некому, поэтому подрядчик тормозит.
Проблемы с получением доступов, данных и материалов
Пиэму со стороны подрядчика приходится постоянно бегать и выбивать материалы и доступы, что происходит очень медленно, сроки едут, все нервничают.
Функции клиентского менеджера
На основании списка проблем, давайте сформулируем список вещей, которые должен регулярно делать клиентский менеджер, чтобы этих проблем избежать.
- Определяет цели — держит в голове то, зачем вообще, делается проект и принимает решения только на основании этих самых целей.
- Решает — имеет яйца, чтобы в большей части ситуаций принять решение самостоятельно. Он слушает коллег, но не выносит на голосование каждую мелочь.
- Выставляет приоритеты — зная цели, понимает, какие задачи более критичны, какие менее, а без каких можно обойтись. Понимает, что бюджет ограничен.
- Планирует — понимает, что подрядчик не волшебник, рожающий код ВНЕЗАПНО. Вместе с пиэмом подрядчика планирует этапы проекта в разумные сроки.
- Контролирует работу — в основном, это относится к контролю работ заказчика. Чтобы подготовили площадки, выдали доступы, чтобы ничего не провисало. Это дополняет контролирующую работу пиэма подрядчика, который контролирует работы по проектированию и кодингу.
- Контролирует документы и оплаты — следит, чтобы счета вовремя оплачивались, все необходимые внешние интеграции и сервисы, от которых разработка зависит, тоже были оплачены и работали. Чтобы документы не зависали у юристов или бухгалтерии.
- Собирает и систематизирует данные — организует работу хранилища, в котором будут лежать различные материалы: референсы, записи важных совещаний и прочее.
- Выстраивает связь между бизнесом и исполнителем — доносит цели и идеи проекта до подрядчика, чтобы тот не был тупым исполнителем, а понимал, что и зачем реализует. .
- Фиксирует ожидания и условия приёмки — принимает живейшее участие в разработке приёмочных критериев, программы и методики испытаний, причём на этапе проектирования, а не перед сдачей.
- Держит темп — вместе с пиэмом подрядчика поддерживает активность по проекту так, чтобы исполнители не тупили.
- Уберегает от внутренних конфликтов — выполняет функцию зонтика, защищая пиэма подрядчика от внутренних разборок, донося до него только суть.
Почему клиентским менеджером не может быть CEO или собственник компании-заказчика
Если в роли заказчика небольшая компания, может показаться интересной идея взять в качестве клиентского менеджера СЕО этой компании. Это же здорово, у него право принятия конечных решений, он понимает верхнеуровневые цели бизнеса и ограничения. По идее, должен быстро всё разруливать, проект обречён на успех. На самом деле, это так себе идея.
- Платит из своего кармана или почти из него — из-за этого у него очень специфическое отношение к проекту, он рассматривает его как личную инвестицию, поэтому может принимать эмоциональные решения. Требовать не то, что нужно рынку, а то, что нравится именно ему. А гениальных визионеров, точно знающих, что нужно пользователям, о чём они ещё не подозревают, немного.
- Знает лучше всех — тоже психологическая штука. Считает, что раз он глава компании, то знает всё лучше всех и не слушает советы.
- Нет технической прослойки между источником требований и подрядчиком — с этим связано кидание голосовухами в чате вместо нормальной постановки задач. Нет человека, который бы переводил пожелания СЕО в что-то, похожее на бизнес-требования. Самому СЕО некогда таким заниматься.
- Не вовлечен в операционку — может плохо понимать, как работает его компания на низовых уровнях, из-за чего просирать разные внутренние шаги.
- Нет времени — СЕО обычно страшно занят, что приводит к проблеме «Срыв сроков согласований и принятия решений».
Почему клиентским менеджером не может быть случайный назначенный сотрудник
Не менее хреновая идея — поймать в коридоре наименее расторопного сотрудника и назначить клиентским менеджером. Как правило, такой сотрудник не имеет вообще, никаких нужных компетенций и может только транслировать мысли от вышестоящего руководства подрядчикам и обратно. От него больше вреда чем пользы, он только замедляет коммуникацию.
Ещё может быть вариант, что он умеет всё, что перечислено в разделе компетенций, но ему всё это вообще не упало, потому что есть основная работа и этот проект ему не особо интересен. То есть, по сути, клиентского менеджера нет.
Что делать если менеджера от клиента нет
Предположим, заказчик не пошёл на встречу и клиентского менеджера вам не выделил. Тогда эту функцию придётся исполнять вам, менеджеру проекта со стороны подрядчика. На это уйдёт дополнительное время и усилия.
Главное в этой работе — фиксация зон ответственности и управление ожиданиями. Нужно вести верхнеуровневую диаграмму Ганта, список задач команды, ожидания по срокам. Диаграмму надо шарить на всех участников проекта, поэтому лучше делать её прямо в таск-менеджере.
Включайте управление. Ниже 8 шагов, которые необходимо делать, если менеджера со стороны клиента нет.
- Определить процесс согласования — из сонма чиновников заказчика определить, кто будет согласовывать разные проектные артефакты — дизайн, требования, планы. Это, пожалуй, главное.
- Вести протоколы встреч и решений — обязательно по результатам каждой встречи высылать протокол на имейл. Если вам это тяжко, заведите ассистента или поручите эту задачу роботу, но игнорировать её нельзя.
- Работать через этапы и короткие итерации — чем чаще показываем результат заказчику, тем лучше. Это современно, это аджайл. Даже если работаете по ватерфолу и это всё кровавая госуха.
- Брать все в свои руки — не забывать пинговать сотрудников заказчика по разным вопросам. Не пытаться принимать бизнес-решения, это рискованно, но помогать с этими решениями вполне можно.
- Вытягивать цели — проводить брифинг на каждом этапе: «Что мы хотим этим достичь?», «Кто будет использовать?», «Что важно, чем жертвуем?». Лучше спросить, чем промолчать, лишний вопрос может сэкономить кучу времени.
- Подключить ключевых сотрудников напрямую — вытащить контакты специалистов, которые реально принимают решения и ответственны за сегменты работы, которые вам нужны. Требуются доступы — подружитесь с главным безопасником. Требуются площадки — говорите с девопсом.
- Прописать этап сдачи и приёмки заранее — самостоятельно опишите критерии приёмки. Скооперируйтесь с QA и опишите приёмочные кейсы.
- Фиксировать паузы и риски в письменном виде — очень важно фиксировать факты тупки клиента, когда он днями и неделями не отвечает на ваши запросы. Хотя бы имейлами.
Резюме
В общем, клиентский менеджер необходим, без него грустно. Если его нет, вам придётся его замещать, иначе останетесь крайним.