A majore ad minus
Об устаревших инструкциях
Ранее я писал, что у новичка в конце первого месяца испытательного срока нужно обязательно спросить, что самое глупое и нелепое он сделал за этот месяц. Думаю, имеет смысл также в этот первый месяц нагрузить новичка тестированием инструкций. Он, в любом случае, будет получать доступы, подписывать бумаги и делать другие регламентированные действия. Пусть напишет, какие инструкции уже устарели и которые стоит доделать.
* * *
О делании и жалении
Есть такая романтичная поговорка, что лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Типа, будьте безрассудными, творите херню, получайте новый опыт. Но мой жизненный опыт почему-то говорит о том, что ни об одном несделанном деле или несказанном слове я не жалею и наоборот, о сотворённой херне загоняюсь периодически.
* * *
О взрослении
Когда же юность окончательно уходит и человек становится взрослым? Когда получает паспорт? Когда съезжает от родителей и устраивается на первую серьёзную работу? Когда впервые оплачивает коммуналку и налоги? Когда женится? Когда покупает первую квартиру?
Думаю, нет. Человек становится взрослым, когда впервые решается с кем-то судиться.
* * *
О сборе пользовательских данных и телеметрии
Выскажу непопулярную мысль, я за сбор всевозможной информации о пользователях, телеметрии и проч., при условии, что системы, для которых производится этот сбор, будут действительно умными и полезными.
Иными словами, пусть маркетплейс собирает данные, но при этом не рекомендует мне после покупки ботинок другие ботинки, а рекомендует крем для обуви.
* * *
Об оценке
«Это задача на три часа» и «задача будет готова через три часа» — это ОЧЕНЬ разные оценки. И если во втором случае есть вероятность получить результат до конца дня (край — завтра), то задача по первой оценке может быть готова и через неделю, и позже.
* * *
О сдаче дизайна
Самая плохая идея, которая может прийти вам в голову на этапе подготовки дизайна — отправить дизайн заказчику почтой или сообщением, дескать, там и так всё понятно.
Только презентация с демонстрацией, с рассказом и ответами на вопросы. Необязательно очная, по зуму-тимсу-миту даже удобнее.
* * *
О саморефлексии
Жизненный принцип: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», увы, не работает. С другой стороны, задавать себе каждое утро вопрос: «А смог бы я работать под руководством такого начальника как я?» — отличная практика самокоррекции, которая позволит уменьшить текучку в вашем подразделении.
* * *
О персоналозависимости
Подслушано у Фридмана. Когда ему нужно оценить персоналозависимость аудируемой компании, он выбирает жертву среди руководителей, подходит к нему и говорит:
— У тебя есть 5 минут, чтобы выбрать преемника и 10 минут, чтобы передать ему дела.
После истечения 15 минут этот руководитель считается вышедшим из строя и проверяется, сможет ли подразделение функционировать без него. Фридман, правда, не сказал, как долго в таком режиме нужно просуществовать.
В целом, думаю, что прошёл бы такой тест. Всегда заморачиваюсь над тем, чтобы ко всем критичным артефактам доступ был не только у меня. Всегда держу в эвернотовском блокноте что-то вроде дашборда по проекту со всеми ссылками, его можно передать за пять секунд. Даю широкие полномочия лиду аналитики, тимлиду и лиду куа. Думаю, что до двух недель подразделение вполне бы без меня прожило без потери производительности.
Могут провиснуть всякие согласования с соседними подразделениями, но у меня же есть десять минут, чтобы рассказать о них преемнику. Короче, фридмановского теста не боюсь. А вы?
* * *
О блогах
Нашёл ещё одно свидетельство адаптации языка под тренды в обществе. Обнаружил, что в «ВК Знакомствах» иконка интереса «Ведение блога» содержит руку со смартфоном, на которой, похоже, снимается сториз.
Прошло чуть меньше двадцати лет и смысл слова «блог» изменился, он уже не про тексты, а про видяшки. Это не плохо, это черта эпохи
* * *
О стандартизации и радости
С распространением смартфонов и сокращением фактически используемых мобильных ОС до двух штук, пропала маленькая радость — встретить человека с КПК той же линейки, что у тебя. Теперь у всех либо что-то на андроиде (обычно китайское или корейское) или что-то яблочное.
А я помню как в 2009 к нашей компании друзей присоединился чувак с Asus. У меня был P526, у него было что-то подобное.
И сразу море общих тем, обмен пакетами с приложениями (я уже не помню, в каком формате были приложения в Windows Mobile) и какая-то радость, что ли.
Да, по сравнению с моим текущим (кстати, тоже уже устаревшим Mi Max 3) этот Асус был каким-то инвалидом с лилипутской памятью, без вайфай-модуля и необходимостью время от времени делать аппаратный сброс, но тогда была радость от встречи с человеком, у которого похожий КПК.
* * *
О результате
Однажды я в начале онбординга в одной аутсорсной компании на вопрос своего руководителя, что собираюсь сегодня делать, ответил, что собираюсь целый день читать документацию по проекту, который мне поручили и который до этого вёл увольняющийся пиэм.
А он в ответ спрашивает:
— А какой результат у этого действия?
— Более полное понимание особенностей проекта.
— Нет, так не пойдёт. У любого действия должна быть смартовая цель и какой-то осязаемый результат.
— Я буду чётче понимать, какие действия можно предпринять дальше.
— Нет, нужен осязаемый результат.
В этой компании я проработал чуть меньше двух месяцев, напрочь разругавшись с этим занудой. Что я думаю, спустя почти десять лет? Всё ещё стою на своём. Иногда понимание, что делать дальше — тоже результат. И он вполне осязаем.
* * *
О преодолении рубежа
Когда-то слово «тысячник» означало очень крутого пользователя, властителя дум. Но со временем население рунета росло, росли лимиты и происходила девальвация этого термина. Знающие люди, например, считают важным различать тысячников ЖЖ до середины 2005 года и после, тру только первые.
В Линке таким психологическим рубежом считается десять тысяч френдов. Ну, в общем, вот. Спасибо, что вы со мной.
* * *
О двойке за поведение
Одной из школьных вещей, по-настоящему готовящей к взрослой жизни, является двойка за поведение. На первый взгляд, она запредельно несправедлива. Вы плохо себя вели, вам поставили в дневник двойку по предмету и она влияет на оценку в триместре. При этом, если вы ведёте себя хорошо, никто вам пятёрку, влияющую на триместровую оценку, не поставит.
В жизни всё точно так же. Допустим, распили вы под кустом, вас поймал мент, составил протокол, с вас срубили штраф (раньше было 500 рублей, сейчас, наверное, больше). Но на следующий день вас никто не поощрит за то, что вы не распили. Всё верно.
И да, у меня была одна двойка за поведение по русскому (за неуместную шутку) и один штраф за распитие (менты сказали, что близко к детской площадке).
* * *
О работе за троих (плохой)
А вот ещё как бывает. Пилите вы стартап с парой-тройкой коллег. Делаете всю организационную работу, тратите на неё полный день, а иногда и больше, но в пределах разумного. И вот, стартап выстреливает, приходят инвесторы, надо расширяться.
Вы понимаете, что теперь вам надо выполнять функции стратега, а всякий мелкий менеджмент можно и нужно делегировать. Начинаете с эйчаром расписывать обязанности для вакансии и приходите к выводу… что для вашей полноценной замены нужно три-четыре человека.
Вы не понимаете. Как так, вы же выполняли все эти функции сами, неужели вы такой сверхчеловек, что делали работу за троих? И тут эйчар говорит, что ответ вам не понравится. Дело в том, что вы, действительно, делали эту работу, просто плохо. А так как вы главный и навалить вам ОС было некому, вы самому себе эту плохую работу прощали. Прощать наёмникам вы это точно не будете, чтобы стартап рос, менеджмент должен быть качественным.
Так что да, увы, трое, а то и четверо.
* * *
О неочевидном
Очевидное для вас — неочевидное для других.
В 1990 году Элизабет Ньютон, профессор психологии Стэнфордского университета, провела эксперимент, в ходе которого участники поделились на две группы: первые должны были отбить ритм одной из самых известных мелодий (например, Happy Birthday to You), а вторые – понять, что это за песня.
Выяснилось, что участники второй группы отгадывали только 1 песню из 40, при этом «стучальщикам» казалось, что их слушатели должны были угадывать каждую вторую песню – настолько все очевидно. Дело в том, что нужная мелодия играла у них в голове, а у слушателей это знание отсутствовало.
* * *
О семье
Подслушано у Селиховкина. Категорически нельзя называть свою рабочую команду семьёй, потому что это не семья. Семья функционирует по другим принципам.
Например, из семьи нельзя уволить. Нельзя сказать ребёнку: «Ты периодически портишь имущество в доме, висишь на занавесках, разрисовываешь обои и делаешь другие деструктивные вещи, мы с мамой решили тебя уволить, ищи себе другую семью». Совершеннейшее безумие.
Рабочая группа больше похожа на спортивную команду, где каждый должен до конца выполнять свою функцию. Прозвучит безумно, если, скажем, голкипер футбольной команды скажет, что он готов ловить мячи, летящие в левый угол ворот, но из правого угла вытаскивать их не будет, пусть на такие удары будет приходить тренер или форвард или массажист и ловить их сами. Совершеннейшее безумие.
В качестве вывода Иван говорит, что если разрабы встретились для обсуждения технической задачи, не надо заставлять пиэма выполнять функцию секретаря и писать фоллоу-ап, они обязаны сделать это сами.
Я же подкреплю этими рассуждениями свою мысль о том, что аналитик целиком отвечает за работу с требованиями, в том числе переговоры с заказчиком по требованиям и управление изменениями требований.
* * *
О нейросетевом Вебвизоре
Постоянная рубрика «Как бы я улучшил». Приснилось, что открываю Яндекс.Вебвизор (мне часто снятся сны в браузере) и вижу новую фичу. К каждому визиту размещена короткая, сгенерированная нейросетью подпись, что именно пользователь делал в рамках визита.
Буквально:
«Открыл главную страницу, посмотрел популярные посты, открыл „10 отличий…“, бегло прочёл и закрыл сайт».
А ведь круто и современно. А другая нейросеть могла бы анализировать эти записочки, давая усреднённую информацию о том, как используется ваш сайт.
yandex, забирай идею.
* * *
Об аське
Ушла эпоха. VK долго пытался реанимировать аську, перевёл с уинов на номера телефонов, пытался как-то развить, но ничего не вышло. С 26 июня аська всё. Press F.
* * *
О нормальности кризисов
Видел кусок выступления Серёги Орлова, который привёл жену к ортодонту, лечить прикус. Ортодонт предложил и Серёге проверить и оказалось, что у него тоже неправильный. Тот говорит, как так, как может быть такое совпадение? А ортодонт отвечает, а у 90 % людей неправильный прикус. Так может, это, нахрен, правильный прикус?
С самого осознания себя я слышу про экономический кризис, в среднем, каждые три-четыре года. Иногда он чисто российский, но чаще общемировой. Так может, признаем, что это нормальный режим функционирования экономики?
* * *
О профессиональном edc.
Стоит кому-нибудь выложить на ютуб ролик с рассказом о сколько-нибудь серьёзном edc-наборе, обязательно в комментариях появится мамкин петросян, который спросит, почему в наборе нет палатки, топора и противогаза.
Сегодня узнал, что японские скоряки всегда приезжают на вызов в касках. Японию время от времени потряхивает, поэтому они страхуются на случай, если во время работы с пациентом их начнёт заваливать.
Предусмотрительность — это хорошо.
* * *
О притягивании подобного подобным
Подобное притягивает подобное. Я ранее писал, что когда-то столкнулся с компанией заик, а недавно поработал с командой, в которой все картавили. По деловым качествам люди тоже притягивают себе подобных.
Из этого вывод. Если вам не нравится эйчар данной компании, весь остальной коллектив, скорее всего, тоже не понравится. Если эйчар хамит — там все сотрудники хамы. Опаздывает — там всем плевать на договорённости.
Обратное тоже верно.
* * *
О кинце
Главная причина, по которой я не люблю трейлеры к играм — то, что в них вместо геймплея показывают игровое кинцо. Дело в том, что если я захочу посмотреть кинцо, я врублю Скорсезе, Гая Ричи или Тарантино, а в играх все эти сцены, если есть возможность, стараюсь проскипать. Игры всё же для геймплея и именно его нужно показывать в трейлерах, но ему почему-то уделяют 10 % ролика, в лучшем случае.
* * *
О фичеризме
Конечно же, готовя новый продукт, хочется включить туда как можно больше фич. Они же все важные, они все несут ценность для пользователя. Да и инвесторы, увидев в MVP мало фич, могут огорчиться и больше не дать денег.
Проблема заключается в том, что после того, как вы в течение раза в четыре разросшегося (по сравнению с первоначальной оценкой) срока, выпустите продукт и соберёте ОС, обнаружите, что половину функций нужно радикально переделать, а вторая не нужна вообще. Это знание может обойтись вам в несколько десятков миллионов ₽, дарю его бесплатно.
Есть общее правило. Чем меньше в приложении функций, тем больше денег в кассе. Ну и да, в MVP должен быть минимум функций, которые хорошо снимают какую-то пользовательскую боль.