Communibus annis
В 21 веке, в айтишечке считается нормальным менять работу раз в год-полтора, поэтому время от времени возникает необходимость адаптироваться на новом рабочем месте. Ранее я писал об адаптации со стороны компании, в этом же посте расскажу, что нужно сделать сотруднику.
С повсеместным переходом на удалёнку, ритуалов стало меньше, но тем не менее, новому сотруднику нужно проделать ряд шагов. Я привожу в этой статье чеклист для прожектов-удалёнщиков, для других специалистов шаги будут иными.
Базовые вопросы
- Предоставить компании личные документы. Перечень вам пришлёт эйчарыня, он зависит от типа трудоустройства. В некоторые компании нужен только паспорт, в другие — паспорт, ИНН, СНИЛС, в третьи попросят ещё и скан трудовой, военник и диплом.
- Уточнить, будет ли обмен бумажными документами. Иногда, особенно при белом трудоустройстве, бумагой обменяться придётся.
- Договориться о том, как часто и куда вам будут перечислять зарплату. Зарплатного рабства в РФ нет, вы вольны попросить переводить на карту любого банка. Я однажды столкнулся с компанией, перечисляющей зарплату в долларах, но при этом сотрудница, ответственная за зарплату, не умела переводить на расчётные счета, только на карту. На такой случай хорошо иметь валютную карту, идеально подойдёт Тинькофф Блек.
- Получить доступы. В первую очередь, это корпоративная почта (уточнить, где она хостится), мессенджер, таск-трекер, система документации. Имеет ли смысл конфигурировать десктопный почтовый клиент — вопрос дискуссионный, я предпочитаю это делать, пользуюсь дефолтным маковским почтовиком. Кроме того, в некоторых компаниях для доступа к внутренним ресурсам нужен vpn.
- Уточнить, нужно ли отписываться, если хотите отойти от компьютера в рабочее время, если нужно, то кому и где. Заодно уточните политику, относительно больничных.
- Уточнить, в какое время нужно быть на связи обязательно.
- Если вы блогер, уточните у эйчарыни, какова политика конфиденциальности, можно ли рассказывать о проектах в соцсетях и блогах.
- Уточнить, есть ли в корпоративной вики раздел для новичков, если есть, неспешно прочесть.
Общепроектные вопросы
- Уточнить, кому именно вы подчиняетесь. Часто это не тот человек, который вас собеседовал. Уточнить, кто будет принимать решение об успешности прохождения испытательного срока. Обычно это тот, кому вы подчиняетесь, но не всегда. Уточнить, насколько вы независимы от этого руководителя, какие вопросы надо на него эскалировать, какие решать самому.
- Узнать ожидания руководителя от вашей работы. Лучше в виде ментокарты или, в крайнем случае, гуглодока, чем подробней он их опишет, тем лучше.
- Уточнить, какие отчёты о вашей работе с какой периодичностью нужно передавать руководителю.
- Уточнить, кто занимается договорной работой по проектам. Обычно пиэму это не требуется, но бывают компании, в которых вам придётся участвовать, как минимум, в подготовке актов приёмки.
- Уточнить, какой софт принято использовать для календарно-сетевого планирования. Он нужен даже при работе по скраму-канбану для верхнеуровневых расчётов сроков. В нормальных компаниях есть ротация менеджеров на проектах, поэтому желательно, чтобы все работали в одном и том же, или хотя бы совместимом софте.
- Уточнить, требуется ли пиэму логировать рабочее время, если нужно, то где именно, как часто и насколько подробно. Уточнить, логирует ли время команда и нужно ли вам валидировать таймрепорты.
- Уточнить, есть ли менеджерские планёрки, попросить добавить себя в эти встречи. Обычно они есть, частота зависит от того, насколько директор проектного офиса или операционный директор одиноки, от одного раза в неделю, до ежедневных.
- Уточнить, какое отношение в компании к юнит-тестам и автотестам, надо ли их учитывать в оценках.
- Уточнить, есть ли в компании запрет создавать задачи с оценкой больше определённого количества часов. Эта, на мой взгляд, очень неоднозначная политика, есть во многих организациях.
- Уточнить, обязательны ли репорты по результатам созвонов с заказчиком и кто именно их пишет.
- Уточнить, кого ставить в копию в письмах заказчику по проектам.
Проектные вопросы
- Выяснить, кто был вашим предшественником на проекте, пообщаться с ним.
- Выяснить контакты заказчиков, провести вводную беседу с ними, чтобы понять их верхнеуровневые приоритеты, цели проекта и глобальные ожидания.
- Узнать, как ведётся проект, водопадом или по гибким методологиям.
- Узнать, насколько системно в этой компании и на этом проекте построена работа с рисками. Принять решение, как будете работать с рисками вы.
- Узнать, как оплачиваются заказчиком работы: исходя из согласованной оценки или time/material. Чаще всего бывает первый вариант. Выяснить, с какой периодичностью оплачиваются работы. Выяснить, как часто и каким образом происходит сдача этапов, как проводятся демо.
- Выяснить, где лежит документация по проекту, в первую очередь, его паспорт или устав. Ознакомиться с этой документацией. В идеале, по проекту должно быть четыре вида документации: требования (функциональные и нефункциональные), техническая документация, тестовая документация, руководство пользователя.
- Выяснить, есть ли по данному проекту субподрядчики и фрилансеры, либо он делается целиком нашей командой.
- Выяснить, кто входит в команду проекта, как кого зовут, кто за что отвечает, у кого какая квалификация, кто техлид. Если каких-то специалистов не хватает, зафиксировать это. Потом можно будет потихоньку назначать 1:1 с каждым членом команды, чтобы познакомиться с ними поближе, но это не входит в первые шаги.
- Выяснить, что уже сделано по проекту, на какой он стадии. Что сдано заказчику, что не сдано, посмотреть акты приёмки.
- Выяснить, каким образом в этой компании принято делать оценку задач. Я писал пост обо всех способах оценить длительность задач проекта.
- Заглянуть в таск-трекер (обычно это Jira), оценить, насколько аккуратно велись задачи по проекту, объединялись ли задачи под эпиками, писали ли члены команды комментарии, актуальны ли статусы, есть ли доска.
- Понять, как часто проводились синки с командой, запланировать эти синки в удобное для вас время с удобной для вас частотой.