Лидеры и боссы

Все вы видели картинки про лидера и босса. Мне как-то больше попадались именно боссы, думающие о прибыли в ближайшей перспективе. По максимуму сократить издержки (например, заменить в туалете бумагу на однослойную), нанять самых дешёвых исполнителей, которым можно корпоративным популизмом загадить мозги и заставить пахать. Если что-то не нравится в работе сотрудника, сообщить ему об этом словами, ртом — слишком сложно. Лучше уволить и потратить эквивалент его полугодовой зарплаты на найм и индакшен нового. Повысить на сто долларов зарплату имеющемуся сотруднику тоже моветон, лучше пусть он сам уволится, а мы новому будем платить больше на пятьсот. Ну, вы все прекрасно знаете таких боссов.

Давайте разберём разницу между лидерами и боссами более подробно. Картинки взяты из pdf-ки officevibe, если у вас хорошо с английским, оригинал тут.

Лидеры эмпатичны

Лидеры эмпатичны

Профессия руководителя в топе по количеству попадающих в неё психопатов. Встроенный скилл нулевой эмпатии позволяет этим людям быстро делать карьеру, как в бизнесе, так и в госкорпорациях. Психопат на государственной должности — это вообще, очень российские реалии.

Настоящий лидер же эмпатичен и сопереживающ, для него важен каждый сотрудник, он играет не в шашки, а в шахматы, понимая разницу между фигурами. И босс, и лидер, могут заставить сотрудников поработать сегодня допоздна, потому что завтра релиз, но только лидер закажет им пиццу и энергетики.

Лидеры чаще говорят «мы», а не «я»

Лидеры говорят «мы» вместо «я»

Ушли времена, когда продукты делали гении-одиночки. Современные продукты выпускаются слаженными командами, в которых есть командный дух. Кто-нибудь может сказать без гугла, кто сейчас CEO Кока-Колы? А этот продукт потребляют все. Лидер хорошо понимает этот момент и поддерживает даже на уровне лексики, чаще говоря «мы сделали», а не «я сделал».

Лидеры не занимаются микроменеджментом

Лидеры не занимаются микроменеджментом.

Самый большой страх молодого руководителя — что подчинённые накосячат. И ему кажется, что лучшим решением будет требовать, чтобы каждый Вася давал ему на вычитку все отправляемые клиенту документы, все таблицы на рецензирование и вообще, отчитывался за каждый чих. Такой подход не только демотивирует сколько-либо самостоятельных людей и грозит тем, что в команде останутся только дуболомы, умеющие работать только под таким плотным контролем, но и приводит к тому, что при попытке масштабироваться, такой руководитель утонет в микроменеджменте.

Контролировать надо, без контроля система рассыпется. Прочитайте заметку о контроле и применяйте его правильно. Но не микроменеджерите, делегируйте. Да, кроме описанного выше страха, у вас может появиться страх, что из-за чрезмерного делегирования кто-то из подчинённых вас подсидит. Поэтому не делегируйте четыре вещи, которые нельзя делегировать.

Лидеры доброжелательны и уважительны

Лидеры излучают доброжелательность.

Страх — плохой мотиватор. Под руководством человека, излучающего страх, можно проработать какое-то ограниченное время, подзаработать и найти нормальную работу, где лидер излучает доброжелательность и уважение.

Да, третирующий подчинённых Джобс, достигал определённых успехов и выпускал революционные продукты, но его Apple был неустойчив, а порой и убыточен. Apple Тима Кука, излучающего доброжелательность, рвёт по капитализации все компании мира.

Да и в целом, приятнее после рабочего дня чувствовать вдохновение, а не выжатость. Лидер проявляет уважение к сотрудникам и взамен они быстро начинают уважать его.

Не совсем о лидерстве, но всё равно, важный пример из жизненного опыта. Я испытал лёгкий шок, когда оказалось, что в университете преподаватели обращаются к нам на «вы». После школы, в которых к нам обращались на «какое же ты дерьмо», прямо возникало ощущение, что ты уважаемый человек и желание учиться появлялось само собой.

Лидеры развивают людей

Лидеры развивают, а не используют людей.
— А вы не боитесь, что они выучатся и уволятся?
— Я боюсь, что они не выучатся и останутся.

Боссу некогда развивать людей, он занят выжиманием из них краткосрочной прибыли, чтобы отчитаться перед большими боссами о выполнении кипиай и получить свой ненаглядный бонус. Людей он рассматривает исключительно как ресурс.

Лидер не жалеет времени на то, чтобы вглядываться в подчинённых, находить их сильные стороны и предлагать варианты развития этих сильных сторон. Он периодически проводит встречи один на один и не только сообщает сотруднику, где и как он накосячил, но и как ему развиться в более крутого специалиста.

Лидеры говорят: «Давайте сделаем это!», а не: «Сделайте это!»

Лидеры говорят: «Давайте сделаем это!», а не: «Сделайте это!»

Если у рядового сотрудника есть опция «собрать жопу в горсть и запилить фичу за ночь» (хоть я такое и не приветствую), то менеджер такой опции, как правило, лишён. Но если вы на собрании будете твердить, что все должны в ближайшие дни жёстко повпахивать, а сами отправитесь играть в гольф, уважать вас перестанут.

Даже на удалёнке, если вы потребовали от программиста не ложиться спать, пока не исправит важный дефект, сами оставайтесь на связи, пока он не отпишется о готовности, чтобы при необходимости ответить на его вопросы, а в конце перепроверить, всё ли он правильно поправил.

Лидеры берут на себя вину и делят успех на всех.

Лидеры берут на себя вину и выдают кредит доверия.

Внутри вашей команды должно быть чёткое распределение обязанностей и ответственности. Накосячивший сотрудник должен свой косяк исправить, это самое лучшее и адекватное наказание. Но для внешних людей и, в особенности, руководства, вину за ошибки всегда берёт на себя менеджер, такова особенность его работы. Боссы же ведут себя наоборот и стараются свалить вину на кого-нибудь, даже если виноваты сами.

Успех же лидер напротив, делит на всю команду и подчёркивает, что это общее достижение, даже если сам сделал большую часть работы.

Лидеры сосредоточены на дальних перспективах

Лидеры сосредоточены на дальних перспективах

Боссов было много в девяностые. Взять у первого клиента предоплату за крупную партию товара, потом у второго другую предоплату, у третьего третью, купить джип «Гранд Чероки» и десять ящиков водки, джип разбить, офис заблевать, быть застреленным. Сейчас времена стали поцивилизованней, но боссы, всё равно, сосредоточены на целях, максимум, ближайшего квартала. Очень мало кто думает на год вперёд, а план на десять лет есть, вообще, у единиц.

Да, реалии нашей страны диктуют краткосрочное планирование, но лидера без стратегии, всё равно, не бывает.

Лидер — в первую очередь, ваш коллега

Лидер — ваш коллега.

Лидеры любят плоские структуры и бирюзу. В моей любимой айтишечке, в большинстве компаний, вообще, меритократия и власть обретают те, кто более компетентны, зачастую без официальной должности. Поэтому в айти плохо приживаются менеджеры-вайтишники из других предметных областей. Если разработчик не чувствует в вас коллегу-айтишника, подчиняться вам ему будет трудно.

Будьте лидерами, а не боссами.


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Если хотите получать новые посты на имейл, подпишитесь на рассылку. Пишу нечасто и по делу. 

Предыдущий пост
Метод набегающей волны помогает эффективно писать требования для крупных проектов.…