Bona opinio homini tuttior pecunia est
С точки зрения классического менеджмента, худшее, что вы можете сделать — вырастить незаменимого сотрудника. Компания должна быть системой, в которой все элементы заменяемы. Но пока вы маленькие и компактные, никуда от этого не деться, обязательно выделятся лучшие сотрудники, соблазн поручать им всё больше и больше, слишком велик. Да и в целом, когда люди работают у вас относительно долго, скорее благо. Они лучше узнают все нюансы дела, прекрасно разбираются во внутренних процессах и проч. Очень больно, когда они всё же объявляют об уходе.
Так как сделать, чтобы ключевые сотрудники не уходили как можно дольше?
Культура
Однажды уборщицу в офисе Аэрофлота спросили, почему она не уволится и не устроится на что-нибудь более денежное, а она ответила: «Вы что! Бросить авиацию?» Но ведь верно. Невозможно организовывать авиаперевозки из офиса с грязными полами, забитыми унитазами, заваленного мусором. Уборщица тоже в авиации, как и ведущий инженер, и гендиректор.
Есть мнение, что деньги — главное. Достаточно платить чуть выше рынка и всё будет хорошо. Это не совсем так.
Культура — штука сложная и многогранная. Сюда входит и доверие, и уважительное отношение руководства к сотрудникам, а также сотрудников друг к другу, и понимание, зачем существует компания, какие её основные цели, своевременная выплата зарплаты, отсутствие сокращений по желанию левой пятки директора, найм правильных людей. И практика показывает, что в компаниях, в которых есть хоть какая-то культура, сотрудники работают долго, даже если зарплаты ниже рынка.
Видение будущего
Люди охотнее работают в компаниях, в которых им показывают и рассказывают про их будущее, хотя бы раз в полгода. Каждый сотрудник, проработавший более-менее серьёзный срок, имеет карьерный трек, знает, чем будет заниматься через год и через пять, знает, каких результатов для этого ему надо достигнуть, какие обучения пройти, какие навыки подтянуть. Для грамотного специалиста это очень важно.
Соответственно, у компании есть стратегия на продолжительный срок, планы развития. Руководство понимает, на какие рынки собирается идти, какие продукты выпускать, как существующие продукты развивать, а также не стесняется на понятном языке доносить эту стратегию до сотрудников.
В общем, если уделять внимание этим двум аспектам, люди будут работать на вас дольше, чем в среднем по больнице. Не вечно, конечно, есть вещи вне контура вашего влияния, но долго.