Как стать плохим работодателем, 15 принципов

В целом, многие компании прекрасно справляются с тем, чтобы сделать работу у себя максимально трешовой и отвратить от себя сколько-нибудь компетентных сотрудников. Но прочитав эту заметку, вы сможете сделать треш системным, подняв его на новый уровень.

Погнали.

Минимизируйте затраты на найм и онбординг

Ни в коем случае не нанимайте сколько-нибудь профессиональных рекрутеров. Хороший подход — повесить весь рекрутинговый процесс на кого-нибудь из работающих сотрудников. Нанимать кадровые агентства тоже нельзя, они безумно дороги.

Объявите бесплатную стажировку, она привлечёт вчерашних выпускников курсов, которые не умеют даже устанавливать гит, зато имеют огонь в глазах и острое желание пяти-шестизначных зарплат.

Продумывать процессы онбординга тоже не стоит, на этом можно сэкономить. Лучшие специалисты сами разберутся в вашем коде, о процессах расспросят коллег. А плохие вам не нужны, их надо гнать. Дали пистолет IDE — и крутись как можешь.

Никакого ТК

В одной достаточно известной калининградской разраб-компании мне так и сказали на собеседовании: «Если вы всё ещё верите в пенсионное обеспечение, можем, конечно, оформить вас официально, но все налоги вычтем из зарплаты. Большинство сотрудников у нас работают без оформления».

Да, пожалуй, не оформлять вообще, это уже совсем запредельный треш, нужный не всем, можете ограничиться оформлением по ГПХ, договорам оказания услуг, ИП и самозанятостью. Незачем нести налоговое бремя, затраты нужно оптимизировать, пусть сотрудник платит налоги сам, заодно сэкономим на бухгалтерии.

Хороший вариант был в компании-форекс брокере. С ними я заключал договор возмездного оказания услуг на три месяца. Через каждые три месяца договор перезаключался. Такой подход позволит сэкономить на увольнении — с сотрудником можно просто не перезаключить договор и не нужно тратиться на разные компенсации.

В общем, серые схемы трудоустройства — наше всё.

Никакого QA

Ещё в одной весёлой компании я столкнулся с отсутствием отдела QA. Что, в целом, логично, ведь если в компании будут тестировщики, сердобольные разработчики будут специально делать баги, чтобы тестеры их находили, оправдывая своё никчёмное существование.

Рабочий день в этой компании выглядел так. В 9:30 утра мне начинали сыпаться письма от корпоративных клиентов, в которых они писали, как именно не так работает наш софт сегодня. Я приносил глубокие извинения, отдавал задачи разрабам, ближе к ночи рапортовал о том, что баги исправлены и можно работать. Через некоторое время директор этой компании меня уволил за то, что я приносил недостаточно глубокие извинения и, по всей видимости, был виноват во всей этой картине. В ответ на просьбу нанять QA, он нанял верстальщика и уволил через неделю, потому что для него не было работы.

В общем, лучшая экономия — экономия на тестерах, им нужно платить не сильно меньше, чем разрабам за абсолютно лишнюю функцию, которую вполне могут выполнять сами разрабы. Кроме того, есть же юнит тесты и автотесты, они спасут отца русской демократии.

Да и в конце концов, если в софте будет критичный баг, который реально мешает работать, вам о нём напишут пользователи, так что проблемы тут нет вообще.

Никаких соцпакетов

Продолжаем осваивать нелёгкую науку экономии. ДМС, амортизация техники для удалёнщиков, спорт для оффлайновых сотрудников, это всё ересь. У них отличная зарплата, они в состоянии оплатить всё это сами.

Если же решили оплачивать ДМС, озаботьтесь, чтобы никаких серьёзных услуг, особенно стоматологии, по ним было получить нельзя, это сильно уменьшит стоимость полисов.

Никакой индексации зарплат

Ещё в одной компании мне на входе сказали, что автоматической индексации нет. Только повышение по факту… а факту чего, так и не смогли сформулировать.

Абсолютно верный подход для тру-треш-работодателя. Инфляция, падение рубля в бездну, не должно вас касаться и вас волновать. Случился крымнаш и сотрудники по факту стали зарабатывать в два раза меньше? Вас это не волнует. Только фактический профессиональный рост. Тут главное — ни в коем случае не формулировать критерии этого роста (в крайнем случае, скажите, что нужно выкладываться на 120 %), чтобы можно было на просьбы повысить зарплату, всегда отвечать, что у компании трудные времена и пока индексировать никак невозможно (или, что по сотруднику не видно, что он выкладывается на 120 %).

Если сотрудники пригрозили массовым увольнением, тоже есть выход. Повысьте оклады, но незаметно срежьте переменную часть. Если сотрудники всё же массово уволились — объявите бесплатную стажировку и наймите лучших. Ведь поток соискателей бесконечен, правда?

Никакого обучения за счёт компании

А что, если они обучатся и свалят? Ни в коем случае не оплачивайте покупку профессиональной литературы, она ведь нужна только для прохождения собеседований, зачем рыть себе яму. Не просто не оплачивайте участие в конференциях, но и не отпускайте за свои деньги, разрабы на них, как известно, только бухают и блядствуют.

И вообще, вы же нанимаете профи, они и так должны всё уметь. А если не умеют, пусть гуглят, гугл и стековерфлоу пока бесплатные. И вообще, говорят, сейчас всё за программистов пишут GPT, им вообще, ничего знать не нужно.

Забивайте на ТЗ

Ни в коем случае не требуйте с заказчика ТЗ. Кроме того, не закладывайте на написание ТЗ проектные косты. Всё очень просто — если заказчику что-то нужно, он объяснит это проектной команде сам. В крайнем случае, ваша команда оснащена функцией «антикосяк» и считает хотелки телепатическим образом.

В общем, написание ТЗ — лучшая статья для экономии денег. Кроме того, вы же слышали про аджайл-манифест? Работающий продукт важнее актуальной документации. В скраме же тоже нет процессов написания ТЗ, можно ограничиться юзер-стори, которые напишет ваш продакт-прожект-аналитик.

Никогда не ставьте задачи через таск-трекеры

Рекомендовать отказаться от таск-трекера не буду, это уже слишком продвинуто, но одну вещь вы должны понимать очень чётко. Вы — большой начальник и ставить задачи через трекеры вам некогда и не по статусу. Заведите с пиэмом или тимлидом чатик (лучше в вотсапе и вайбере) и кидайте туда описания найденных багов. Очень хорошо — снять дрожащей рукой на камеру смартфона процесс получения бага на экране компа. Высший пилотаж — вообще, отказаться от текстовых описаний и бубнить голосовухи за рулём своего кредитного ведра.

Кстати, можете отказаться и от шагов воспроизведения. Просто сообщите: «В модуле авторизации баг, чините срочно» и всё, пусть разрабы ищут сами.

И вообще, руководствуйтесь принципом ещё одного моего работодателя: «Если я тебе даже что-то вскользь бросил по дороге в столовую, ты должен воспринимать это как задачу, сделать и отчитаться».

Никакой приоритизации

Вы не делаете неважных и несрочных задач. Всё, что поступает в работу — красный квадрат делегирования. Ставьте побольше задач с комментарием: «Это наивысший приоритет, сделать срочно!» Даже если задача вам по факту нужна через неделю, требуйте сделать сегодня, ведь если попросить сделать через неделю, они забьют и продолбают.

Когда клиенты (в случае заказной разработки) будут требовать фичу, по которой просрали все дедлайны из-за более важных задач, обязательно потребуйте от разрабов поработать сверхурочно. Без дополнительной оплаты, конечно, они же сами виноваты, что не успевают.

Никакой технической документации

Да, вы знаете, что эксперты, вроде автора этого блога, говорят, что существуют четыре вида документации, но вы же практик. Вот, например, техническая документация, пояснительные записки. Программисты не любят писать пояснительные записки, они любят писать код. Кроме того, код же должен быть понятным программистам, что там сложного, операторы, переменные. Разрабы будут рады, если вы предложите забить на техническую документацию.

А когда надо будет новичку объяснить, как работает ваш лапшеобразный монолит на триста тысяч строк, просто попросите техлида провести ликбез.

Офисных сотрудников сажайте в опенспейс

Конечно же, сотрудники должны работать в офисе! Там же они могут постоять рядом с доской с маркерами и случается магия! И в офисной курилке происходит магия, люди общаются, взаимодействуют, заполняют шкалу социальных потребностей.

Но кабинеты — это прошлый век. Да, у вас должен быть кабинет, но в основном, для того, чтобы вы могли в нём запираться и плакать. Сотрудников посадите в опенспейс. Особенно укрепит командный дух размещение за соседними столами разработчиков и продаванов с эйчарами-рекрутерами.

Ну и в качестве вишенки на торте — никаких москитных сеток на окнах и кондиционеров летом. От кондиционера дует, он дорог, одни лишние затраты. Пусть пьют больше воды (за свой счёт, конечно, ставить кулер не надо).

Ну и драные «стулья для посетителей», они же дёшевы и не дают расслабиться, они способствуют продуктивной работе.

Никаких девопсов

Вы видели зарплаты девопсов? Зачем их нанимать, есть же бэкенд-разработчики, которые, по идее, должны во всём этом шарить.

А если бэки не шарят в CI\CD, можете с ним тоже не заморачиваться. Пусть деплоят код по FTP, а конфликты разруливают руками. Вас в институте двадцать лет назад, по крайней мере, так учили. Непрерывность? Имплементация? Не учите меня жить. На неустойчивую работу сервиса во время такого деплоя, можно тоже забить. Вон, электрики запросто могут на целый день отключить жилой дом от сети, чем ваш сраный сайтик хуже? Пользователи потерпят.

Ну и, конечно, экономьте на современных средах разработки. Вы же на собесе просите кодить на листочке? Пусть в Notepad кодят. В крайнем случае, можно спиратить Sublime с плагинами. Но это разрабы пусть сами делают.

Никакого рефакторинга

Программисты существуют, чтобы зарабатывать деньги. А для денег надо пилить фичи, их можно продать. А рефакторинг никому не продашь, это штука нематериальная.

Правда, через какое-то время может выясниться, что добавление одного экрана теперь занимает два месяца, но это не проблема, объявите бесплатную стажировку и увеличьте количество программистов, ведь, как известно, девять женщин за месяц могут родить одного ребёнка.

И вообще, они должны сразу всё писать красиво, корректно, чтобы никакой рефакторинг не был нужен. И всё с максимальным приоритетом и быстро, быстро, быстро.

Строго следите за соблюдением рабочего графика

Все обязательно должны начинать работу в девять. Заканчивать в шесть при этом необязательно, см. пункты выше, но пусть работают минимум, восемь часов, а лучше девять-десять и почаще комитят.

На полном серьёзе, работал на старте карьеры в компании, в которой нужно было, придя в офис, отметиться у секретарши в журнале, что пришли до девяти утра. Правда, после этого чека мы шли заваривать кофе и курить на тридцать-сорок минут, зато руководство было довольно, все приходят вовремя. Тех, кто не приходили вовремя, штрафовали.

А выгорание — это бред собачий. Выгорают только соевые зумеры, нормальный программист выгорать не должен, он не светильник.

Заведите анальные зонды

Как сказал один мой потенциальный работодатель: «Я ставлю всем следящую программу, потому что должно быть доверие».

Обязательно трекайте, чем занимаются сотрудники, как часто они двигают мышь, топчут клаву. Делайте скриншоты. Потому что, как известно, чем больше нажатий на кнопки и мышиных кликов, там больше денег в кассе. И инвесторы, узнав, как часто кликают и кнопают ваши сотрудники, отсыпят вам инвестиций вагон.

В целом, если вы будете руководствоваться этими пятнадцатью принципами, вы точно станете трешовым работодателем, которого будут за версту обходить адекватные люди, которые, как известно, стоят дорого, что сэкономит вам кучу денег, а сэкономил — значит, заработал.

Треш — в массы.

Если хотите получать новые посты на имейл, подпишитесь на рассылку. Пишу нечасто и по делу. 

Предыдущий пост
Статья описывает семь принципов «чайка-менеджмента»: ограничение доступности, неожиданное руководство, громкий…