Мысли из Линкадина — 19

Мысли за март 2024

О стилях

Что ворд, что гуглодокументы, подталкивают пользователя делать заголовки и элементы, отличающиеся по стилю от основного текста, руками. То есть, сделал кегль побольше, выделил полужирным, сделал отбивку от предыдущего абзаца двумя энтерами и доволен собой.

Если документ маленький, на три страницы, в целом, норм. Но если это, скажем, ТЗ страниц на двести, может возникнуть необходимость единовременно поправить все заголовки или заголовки одного уровня и это превращается в задачу часа на полтора.

А надо использовать стили, тогда проблем не будет. Но в стилях надо разобраться, а кроме того, перед началом работы над документом, спроектировать и задать основные стили. Это кажется трудным, но таков путь.

Стили в ворде и гуглодоках — наш выбор.

* * *

О Sims

Что-то захотелось в «Симс» поиграть. Решил забабахать писателя, живущего в домике на болотах с небольшой сцобакой и пишущего нетленки.

Удивителен реализм — в начале карьеры писатель зарабатывает меньше собственной собаки. Дело в том, что псака может научиться искать предметы. В основном, она находит окаменелое динозаврье дерьмо, пакеты от чипсов и кленовые листья, но иногда в багаже животного (откуда у собаки багаж?) появляются драгоценные металлы, камни, фрагменты метеорита, которые продаются за большие деньги. Самой дорогой находкой, к примеру, был кусман метеорятины за три тысячи долларов (купил на них диванчик и кресла).

Писатель же в это время зарабатывает скромные 400-600 долларов в неделю или вообще, ничего. Говорят, после написания большого количества книг денег будет больше, но пока — реализм во все поля.

А ещё, мой собак дважды видел единорога и даже его нюхал.

Писатель и собака.

* * *

О важности деталей

Слышал байку о том, как японская компания вела переговоры с российской (дело было давно, в начале десятых) в офисе российской. В процессе переговоров один из японцев отлучился в туалет, а когда вернулся, пошептался с коллегами и они сказали, что хотят взять паузу в переговорах.

Японец, как оказалось, наткнулся на сломанный бачок в туалете, на основании чего делегация сделала выводы и решила, что российские коллеги могут накосячить и в более серьёзных вещах.

Частный вывод — если устраиваетесь в компанию с физическим офисом, отлучитесь в туалет для сотрудников и оцените его состояние. Общий вывод — внимание к деталям должно быть во всех аспектах.

* * *

О великой иронии

Вчера смотрел «Великую иронию». Главная ирония оказалась в том, что «Кинопоиск», за который я плачу и на котором смотрю фильм «легально», к концу фильма перестал его грузить. Интернет в порядке, скорость 80 мегабит в обе стороны. При этом пиратский сервис, за который я не плачу и на котором пришлось досматривать, прекрасно отдаёт этот фильм в полном объёме.

Фильм понравился.

* * *

О нетипичной херне

На проекте может потребоваться сделать какую-нибудь нетипичную херню, которая не укладывается в должностные обязанности сотрудников и каждый из них может сказать: «Это не моя задача». А вы, будучи пиэмом, так сказать не можете и в итоге эту нетипичную херню сделаете.

Нетипичная херня.

Можно попробовать поручить аналитику, но время аналитика как бы, жалко, а ваше нет, если что, поработаете с овертаймом.

Это тоже одна из особенностей работы пиэма.

* * *

О днях рождения

В «Айгринде» нам на ДР компании дарили симпатичные брелки из оргстекла с логотипом компании внутри. До сих пор где-то в столе лежит. Это довольно мило.

Стеклянный «Айгринд».

А вот традицию скидываться на ДР коллегам я не поддерживаю и очень не люблю, когда меня пытаются поздравлять. Мне кажется, поздравлять надо с успешным завершением проектов и подарок от компании в такой ситуации будет вполне уместным.

С коллегами ДР отмечал ровно один раз, с тех пор взял за правило брать на эти даты отпуск

* * *

Драма «Эксель-таблица» в трёх действиях

Заказчик: Высылает таблицу в pdf.
Я: Вышлите, пожалуйста, xlsx.
Заказчик: Высылает xlsx файл, в который вставлена таблица картинкой.

* * *

О госах

— Скажите, пожалуйста, какое максимальное количество символов есть смысл оставить в заголовке уведомления?
— Нарисуйте, пожалуйста, несколько макетов с разным количеством символов.

Если бы я мог выделить одну основную черту госзаказчиков, это была бы хроническая неспособность быстро принимать решения. На любой, даже несложный вопрос, обычно следует один из вариантов:
— Давайте мы обсудим это внутри с коллегами.
— Давайте созвонимся с вами и обсудим.
— Представьте несколько вариантов, потом обсудим внутри с коллегами, потом созвонимся с вами и обсудим.

Кажется, начинаю понимать, почему государственные сайты обходятся бюджету так дорого.

* * *

О латыни

Любая фраза на латыни выглядит воплощением мудрости.
«Тигр, что ты делаешь в космосе? Ты не можешь там дышать!»

Тигр, что ты делаешь в космосе? Ты не можешь там дышать!

* * *

О комьюте и креслах

В офисной работе меня раздражали две вещи. Во-первых, необходимость комьюта по калининградским дождям и снегу. Во-вторых, кресла.

Почему-то в российских компаниях, в которых я работал, нормальное кресло нужно было «заслужить», а по-умолчанию тебе выдавался «офисный стул»:

Кресло офисное.

(непременно драный и со сломанной спинкой)

Либо, в худшем случае, «стул для посетителей»:

Стул для посетителей.

И вот на этом изделии предполагалось сидеть восемь часов с перерывом на обед.

Я как-то сказал очередному работодателю, что когда мы станем большими и богатыми, нужно будет, в первую очередь, купить хорошие кресла. А он отвечает — ты что, в хороших креслах вам будет слишком комфортно, не будете думать о работе. Ну да, лучше думать о ноющей спине.

В принципе, первая проблема решается такси, а вторая — покупкой личного кресла и перевозкой его в каждый новый офис. Но удалёнка, всё равно, лучше.

* * *

О простоте

Один из критериев хорошей системы — внешняя лёгкость при внутренней сложности. Пользователь гугл видит одинокую поисковую строку, вводит в неё то, что ему интересно и получает результаты. Невообразимую сложность структуры железа и поисковых алгоритмов ему видеть не надо.

ChatGPT тоже отвечает этому критерию. Невообразимая внутренняя сложность нейросети, которую вообще, не каждый человек способен понять и простота строки ввода промта.

Или сервисы покупки авиабилетов. Пользователь вводит небольшое количество параметров и получает выборку рейсов, упорядоченных по стоимости.

Внешняя простота и внутренняя сложность.

* * *

Картинки о копирастии

Если покупка игры не делает меня её владельцем, спиратить её — не воровство.
Авторское право.

* * *

О роли аналитика

Если речь о небольшом проекте, каком-нибудь сайте-визитке или мобильном приложении на пару-тройку десятков экранов, пиэм может справиться с ролью аналитика сам. Самому вести переговоры с заказчиком, самостоятельно снимать требования, их анализировать, писать ТЗ со скриншотами и схемами.

Но на более сложных проектах без аналитика не обойтись, потому что пиэм на таком проекте будет постоянно занят разными оргвопросами. Пиэм может и должен помочь аналитику с рецензированием ТЗ, должен поприсутствовать на созвонах по сбору требований, чтобы ответить на организационные вопросы, если таковые у заказчика возникнут.

В остальном же, обязанность сбора требований при таком подходе, целиком на аналитике. Он должен владеть информацией о том, что входит в изначальную оценку, что не входит, при необходимости, вести реестр изменений, чтобы потом было можно взять за них деньги допсоглашением и уметь вести переговоры, даже со сложным заказчиком.

Если есть аналитик, он отвечает за работу с требованиями. Даже если заказчик сложный и неприятный.

* * *

Об авторитете власти

Я часто говорю о пользе образования, она несомненна. Но несёт с собой и негативные паттерны. Например, что учительница в школе или доцент в университете — это олицетворение закона и им нужно безоговорочно подчиняться.

А в работе это не так.

— Поможешь с табличкой?
— А от кого эта табличка?
— От Константинопольского.
— Константинопольского посылай на*й. Только работать мешает.

— А ты поможешь с табличкой?
— В последнее время я посылаю Константинопольского на*й довольно часто.

Очень важный скилл — определять, кого из бесконечных орд руководящих сотрудников можно и нужно посылать.

* * *

Копипаста с канала «Продакты не нужны»

* * *

Об архитектуре роботов

Минутка футурологии. Многие люди, работающие руками, уверены, что робот их не заменит. Слишком уж специфична починка лифта или ремонт сантехники, чтобы их смог сделать робот. Максимум — очки, которые будут создавать цифровой слой поверх реальности и подсказывать, где что сделать, но делать будет человек.

А теперь важная мысль. Когда начали автоматизировать управление автомобилем, учёные не стали проектировать механического васяна, жмущего педали и дёргающего рычаги. Они построили машину вокруг искусственного интеллекта, а не наоборот. И вот эта мысль очень важна. Да, современный лифт робот не починит. Но в будущем могут начать проектировать лифты, заточенные на ремонт и обслуживание роботом.

* * *

О потере интереса к выборам

Я помню, как впервые пришёл на выборы. Дело было в 1996 году, мне было десять лет. Мы с мамой и папой пришли в здание горсовета, где располагался избирательный участок и оказались в комнате, до отказа забитой людьми. Мы минут сорок стояли в очереди, чтобы получить бюллетени. Потом снова стояли в очереди к кабинкам. Мне доверили бюллетени опустить в урну.

Ходил на все последующие выборы и каждый раз наблюдал, что людей на участке всё меньше и меньше. На последних двух выборах, посещённых мной лично (поправки и президентские 2018) на участках, кроме комиссии, грустного охранника и такой же грустной женщины, продававшей пирожки, не было никого.

На нынешние вообще, не пошёл лично, проголосовал на Госуслугах.

* * *

О далёкости восстания машин

Восстание машин.

* * *

Об аутсорсе

Если бы я решил создать айти-компанию, это точно не была бы компания по аутсорсной разработке. Казалось бы, что может быть проще, дал рекламу, набрал проектов, нанял под них специалистов, организовал работу, вышел в плюс, нанял ещё более крутых специалистов, сделал ещё более крутые проекты, потом пенсия в сорок пять на Бали с пинья коладами и аперольными шприцами.

Главная проблема заключается в куске «вышел в плюс». Нужно как-то продать проект дороже, чем стоят специалисты, но специалисты стоят дорого, а заказчик, увидев бюджет в пол-лярда, может и послать.

А ещё, у специалистов есть особенность в самый ответственный момент проекта заявлять, что они выгорели и хотят ротироваться, замены им в штате, конечно, нет (или есть, но слабые, есть риск просрать качество), нанимать с рынка долго (просрём сроки), а брать на субподряд (или субсубподряд, если всё совсем запущено) дорого (просрём бюджет).

Другие не хотят ротироваться, а хотят свалить в другую компанию, которая предлагает больше зарплату, чтобы удержать, нужно повышать зарплату и этим гаврикам, в результате чего, с трудом выстроенная экономика проекта снова перестаёт сходиться. Аргумент «давайте добъём проект по старым ставкам, а на новом будет уже повышенная зарплата, так как мы его продадим дороже» им не катит, хотят здесь и сейчас.

Более-менее спасает портфельный подход, когда набирается много проектов с надеждой на то, что «хорошие» проекты покроют убытки от «плохих», но это сложно и не укладывается в простую модель из первого абзаца.

В продуктовых компаниях свои особенности, там продукт может оказаться рынку не нужен, но в целом, капкан маржи на яйцах не так сильно захлопнут и в плюс выйти проще.

Пару лет назад на «Все работы хороши» вышел ролик о том, что если вы хорошо умеете делать блинчики, это совершенно не аргумент в пользу того, что вы можете сделать прибыльную блинную. Так вот, если вы хорошо умеете вести проекты, это вообще не означает, что вы способны создать прибыльную компанию по аутсорсной разработке. Это сложно и нервно. Нужно уметь строить финансовые модели и считать, считать, считать.

* * *

О страшных играх

Однажды играл в САМУЮ СТРАШНУЮ игру на свете. Прежде, чем начнёте обзываться трусом, информирую. Меня даже Silent Hill с Amnesia не сильно пугали. И вообще, хоррор-игры не глядя прохожу, но вот ЭТА игра сильно отличается от прочих.

Прежде всего, сюжет отсутствует. Сразу после нажатия «play» попадаете в игру. Надо сказать, я урвал кусочек сюжета, всё же пройдя этот кирпичевысиратель.

Похоже, что в игре вы — сумасшедший. Имя не указывается, но о нём можно догадаться из названия. Вы сбежали, кажется, из палаты в лечебнице и ваше изменённое сознание превратило госпиталь в непроглядную тьму со стенами, светящимися непереносимо голубым светом.

Главный герой, похоже, безумный каннибал, которого можно едва контролировать. Можно огибать углы, но это, кажется, всё. Он пытается схватить и сьесть все, что видит перед собой; собирает всё, что видит и кидает в пасть.

Во время игры вас постоянно преследуют четыре сраных, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшных призрака. Навредить им невозможно, они же при встрече разрывают вас на части, вырывают кишки под звук раздираемого тела. Хотя, вы можете сьесть нечто странное, и тогда герой окончательно сходит с ума. Он начинает жрать призраков, и от тех остаются только глаза.

Словами не описать, как это жутко. Попробуйте сами. Гуглите Pacman.

* * *

Об обсиралове

Делали для заказчика бланк для создания стенда и допустили в нём две очевиднейшие ошибки. Заказчик нам на них спокойно указал, мы их в течение получаса исправили и стенд был развёрнут.

Аккаунт-менеджер по этому поводу устроил во внутреннем чате небольшой перфоманс с истерикой. Так делать нельзя, профессионалы так не поступают, вы должны всё выверять и делать сразу хорошо, где у команды головы, риск потерять клиента, слабое звено.

Должен сказать, я этот взгляд категорически не разделяю. По моему мнению, задачи надо делать максимально быстро, быстро обсираться, получать обратную связь и быстро исправлять (если, конечно, речь не идёт о суперкритичном софте, вроде ПО для авиадиспетчеров). Это современно, это аджайл.

* * *

О контроле

Вас просят показать паспорт при покупке алкашки не потому, что вы похожи на ребёнка, а потому, что вы похожи на проверяющего.

* * *

О дисциплине

«Каждый член экипажа, несогласный с приказом капитана, обязан выполнить поступивший приказ, после чего имеет право сделать соответствующую запись в судовом журнале и покинуть судно в ближайшем порту»

Это же относится и к проектам.

UPD: 26.03.24: Нужно пояснение. В айти автократия не приветствуется, потому что проекты, зачастую, крайне сложные и разлапистые. Пиэм должен советоваться с коллегами и принимать решения с оглядкой на их мнения, чтобы все эти особенности учесть и не наворотить дел. Но если пиэм принял решение, члены команды обязаны его исполнить, даже если оно им не нравится. После этого они имеют право нажаловаться на него руководству и покинуть команду.

* * *

О снах

Приснилось, что собеседуюсь на грузчика на рынок и мне отказывают из-за того, что я не горю идеей перетаскивания ящиков, недостаточно в свободное время практикуюсь в перетаскивании мешков с сахаром, прочёл недостаточно книг и курсов по грузчиковому делу, а также не имею серьёзных грузчиковых сертификатов.

Проснулся в лёгком недоумении.

* * *

О стрессе и косяках

Бывает такое, что сотрудник или сотрудники косячат. Совершают мелкие или даже крупные ошибки, клиент нервничает. Тут есть очень тонкий момент, как с этими сотрудниками разговаривать.

К сожалению, большинство руководителей начинают ругаться и разоряться, что это недопустимо, вы слабое звено, мы на грани потери клиента, будьте внимательнее, а то всех поувольняю нахрен. К сожалению, такой подход приводит к тому, что под стрессом эти сотрудники начинают косячить ещё сильнее и ситуация выходит из-под контроля.

Я всё же за конструктивный подход. Собраться, созвониться, сказать какую-нибудь шутку, напомнить сотрудникам их успехи на прошлых проектах и попробовать выработать план, как действовать дальше.

Ещё раз. Косячник, если на него надавить, из-за стресса начинает косячить сильнее.

* * *

О телегировании

Вычитал, что ситуация, когда тебе задачи ставят в мессенджере, вместо таск-трекера, называется телегированием.

* * *

О тылах

Есть такая старая книжка Новосёлова «Женщина. Учебник для мужчин». К ней можно по-разному относиться, пост не о ней, из неё взята иллюстрация.

Баланс доминирования в естественных условиях.

Чтобы эффективно заниматься добычей мамонтов, мужчине нужен надёжный «тыл», в котором он будет отдыхать. Когда война происходит не только с мамонтом, но и в «тылу» со своей женщиной, мужчина становится невротиком и больше добывать мамонтов не может.

Мне кажется, такой же принцип должен быть соблюдён в современной компании по разработке ПО. Пиэм постоянно «сражается» с заказчиком, окружающей средой, порой с собственной командой. Даже если заказчик няшечка, среда стабильна, а команда мотивирована и профессиональна, постоянно будут вылезать всякие неожиданности. И очень важно, чтобы руководство компании было на стороне пиэма, не мешало ему работать и помогало методически. Если пиэм вынужден «сражаться» ещё и с собственными «тылами», он, подобно первобытному охотнику с плохой женой, погружается в невроз, выгорает и увольняется.

Ещё раз. Руководство должно быть на вашей стороне, иначе нахер такое руководство.

Если хотите получать новые посты на имейл, подпишитесь на рассылку. Пишу нечасто и по делу. 

Предыдущий пост
Как решить проблему «Ошибка обновления. Не удалось обновить запись в…