Бизнес-кейс проекта

Бизнес-кейс — в большей степени инструмент продакта. Он создаётся до старта проекта, до кикофф-митинга, задолго до.

Если совсем коротко, то бизнес-кейс — это такой документ, который описывает, зачем нужен проект и почему без него никак нельзя обойтись.

Цель бизнес-кейса проекта – убедить стейкхолдеров в том, что проект действительно нужен и в случае реализации принесёт компании прибыль или улучшит её репутацию. В хорошем бизнес-кейсе отражены как измеримые характеристики проекта (от стоимости до, например, ожидаемого увеличения выручки), так и неизмеримые (например, связанные с удобством, мотивацией персонала или пиаром).

Почему важно обязательно составить бизнес-кейс проекта?

Если ваша компания занимается аутсорсом и у неё портфель на четыре десятка мелких проектов, бизнес-кейс вам не особо нужен. Но для крупняка, вот важные моменты:

  1. Усиление вовлечения спонсора проекта. Если большой начальник хорошо осознает выгоды, которые несёт проект, будет проще заручиться его поддержкой и получить финансирование.
  2. Облегчение проектному комитету принятия решения о старте проекта. Зачастую в крупных компаниях есть специальная комиссия, которая решает, какие проекты запускать. Бизнес-кейс позволит убедить её в нужности проекта.
  3. Экономическое обоснование проекта. Бизнес-кейс предполагает, что вы, пусть и высокоуровнево, но посчитаете экономику проекта.
  4. Установка связи проекта со стратегическими целями компании. Если у компании есть стратегия, можно увязать запланированный проект с ней. Это добавит вашим аргументам веса.
  5. Вводные для руководителя проекта. Составленный бизнес-кейс можно показать назначенному пиэму, он сможет изучить его и быстро понять цели и ландшафт проекта.

В целом, бизнес-кейс — штука опциональная и нужная не всегда, но в крупных компаниях, занимающихся продуктовой разработкой, от него больше пользы, чем вреда.

Состав бизнес-кейса

В целом, состав бизнес-кейса не регламентирован. Он может содержать любую информацию, которая облегчит решение о старте проекта. Наиболее типовые разделы привожу ниже:

  1. Описание бизнес-проблемы и бэкграунда проекта. В айти вся вменяемая разработка начинается с осознания и описания бизнес-проблемы. Освоение новой технологии — не бизнес-проблема.
  2. Способ перейти из настоящего в будущее или из плохо в хорошо. Краткая суть проекта. Что именно разрабатываем или внедряем.
  3. Связь со стратегией. Если в компании есть долгосрочная стратегия, самое время упомянуть, как именно проект поможет эту стратегию реализовать.
  4. Способы реализации проекта с плюсами и минусами. Здесь расписываем, какие есть варианты. Можно не только разработать сервис, но и внедрить чужой. Плюсы, минусы, возможности, риски, подводные камни.
  5. Предполагаемый проектный треугольник. Здесь можно и нужно привести расчёт экономики проекта.
  6. Конкретный запрос – чего вы в итоге хотите. Чаще всего — некоторая сумма инвестиций, проектная команда с менеджером, возможно — какие-то сервера и лицензии.

Сейчас всюду пихают сторителлинг, всех от него уже тошнит. Но если вы примените его умело, это может помочь получить положительное решение, которое принимают не только на основании логических доводов, но и на эмоциях1.

Связь между бизнес-кейсом и уставом проекта

Вы можете спросить, а зачем бизнес-кейс, когда есть устав? Связь тут такая. Готовый бизнес-кейс не заменяет устав, но сильно облегчает менеджеру проекта его составление.

При этом надо не забывать, что цель устава – дать формальный старт проекту, формализовать полномочия РМа и быть основополагающим документом проекта, истиной в последней инстанции в случаях, когда что-то пошло нет так.

Задача же бизнес-кейса немного другая — убедить стейкхолдеров принять принципиальное решение о старте проекта и получить от них инвестиции.


  1. Мой любимый пример — «техностерон». Например, идея запустить группу низкоорбитальных спутников, чтобы обеспечить спутниковую связь по всему миру, просто очаровала руководство Motorola. Да, проект Iridium чуть не погубил компанию, но речь не об этом. ↩︎


Опубликовано

в

от


Подпишитесь на рассылку новых постов, чтобы их не пропускать:

Предыдущий пост
Статья объясняет «треугольник проекта», который связывает три ключевых параметра: время,…