В чём разница между Product Manager и Product Owner

Статья навеяна постом в Линке, в котором автор рассказывает о роли продакт-менеджера, используя аббревиатуру PM, которая всегда принадлежала продактам. Я написал в комментариях, что PM всю дорогу был прожект, а продакт — это PO. На что мне ответили, что продакт менеджер и продакт овнер — разные вещи. Давайте разбираться.

Если совсем одной фразой, то продакт менеджер — профессия, а продукт овнер — роль в скраме. Всё, на этом статью можно закрывать.

Для интересующихся вопросом более глубоко, проведём разбор.

Концептуальная разница между Product Manager и Product Owner

Product Manager

  • Не привязан к методологиям.
  • Отвечает за общее видение продукта, vision. Общается с ЦА, прорабатывает маркетинговую стратегию.
  • Стратег. Задаёт направление.
  • Главный KPI – прибыль.

Product Owner

  • Привязан к Scrum.
  • Отвечает за достижение максимальной ценности продукта.
  • Тактик. Определяет, что и в каком порядке делать в рамках разработки.
  • Главный KPI — соответствие продукта требованиям стейкхолдеров.

Разделение понятий тесно связано с повышением скорости рынка программных продуктов. Изначально, когда роль продакт-менеджера только появилась, эта скорость была невелика. Продакт в той парадигме работал в паре с прожектом, прорабатывал видение и отдавал в работу.

Потом настали восьмидесятые и скорости возросли. Концепция: «Заперлись в подвале на три года и родили продукт» перестала работать — продукты оказывались устаревшими уже в момент выхода. Появился Scrum с ролью владельца продукта, тесно связанного с бизнесом, который постоянно реприоритизирует бэклог, держа руку на пульсе.

Современный рынок труда

Как с вакансиями обстоит вопрос?

По запросу «Product Manager» хедхантер возвращает 2983 вакансии из всех регионов.

  • Предсказуемо, большинство из них (1616) относятся к Москве.
  • Подавляющее большинство (1039) относятся к ИТ, телеком, системной интеграции.
  • 852 из них требуют высшего образования.
  • Почти все (2905) предполагают полную занятость.
  • Для 772 есть удалёнка.
  • Топовая зарплата — 500 тыс. руб. в мес.
  • Минимум предлагают 35 тыс. руб. в мес.

По запросу «Product Owner» хедхантер возвращает 506 вакансии из всех регионов.

  • Предсказуемо, большинство из них (288) относятся к Москве.
  • Подавляющее большинство (241) относятся к ИТ, телеком, системной интеграции.
  • 87 из них требуют высшего образования.
  • Почти все (502) предполагают полную занятость.
  • Для 181 есть удалёнка.
  • Топовая зарплата — 432 тыс. руб. в мес.
  • Минимум предлагают 85 тыс. руб. в мес.

В общем, для продакт-менеджеров вакансий больше.

Требования и обязанности

Требования к Product Manager:

  • Мочь и уметь в анализ рынка и продуктов конкурентов. Умение находить места, в которых умные люди чувствуют себя идиотами.
  • Способность и умение превращать клиентские потребности в продукт.
  • Умение проводить тесты и анализировать большие объёмы данных. Дата драйвен подход — не просто мода, он хорош.
  • Умение в UX/UI, способность накидать вайрфрейм в программе для прототипирования.
  • Умение в планирование, составление роадмапов.
  • Способность работать в условиях постоянных изменений. Эта работа не про стабильность.
  • Понимание айтишных процессов и ролей.  
  • Знание английского. Как минимум, читать англоязычные материалы.

Требования к Product Owner:

  • Отличное понимание Scrum и гибких методологий/фреймворков.
  • Навыки организатора, аналитика, коммуникатора.
  • Умение видеть и находить главные проблемы разрабатываемого продукта.
  • Отличные скиллы приоритизации всего и вся.
  • Умение анализировать и понимать, как мыслят пользователи и чего они хотят.
  • Способность видеть и предсказывать различные тренды на основании имеющихся данных.
  • Опыт оптимизации продукта через А/В тесты.
  • Умение декомпозировать.
  • Знание английского.
  • Опыт составления технической документации.

И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.

Обязанности Product Manager:

  • Анализировать рынок, искать возможности и истинные потребности ЦА.
  • Напрямую общаться с ЦА, проводить касдев.
  • Верхнеуровнево планировать разработку и контролировать исполнение этих планов.
  • Общаться со стейкхолдерами, доносить их пожелания до прожект-менеджеров и команд.
  • Писать верхнеуровневые требования, помогать аналитикам их детализировать.   
  • Создавать клиентские пути.
  • Мониторить метрики.
  • Помогать маркетологам выводить продукт на рынок.

Обязанности Product Owner:

  • Анализировать рынок и потребности ЦА.
  • Собирать ОС со стейкхолдеров и реальных пользователей.
  • Собирать воедино аналитиков, дизайнеров, разрабов, саппорт, чтобы они нормально взаимодействовали, если пиэм не справляется или просто не положен по штату.
  • Если нет не только пиэма, но и тимлида, то определять объём работ на итерацию и формировать бэклог.
  • Планировать релизы.
  • Смотреть демо и ретроспективы.
  • Организовывать ведение документации.
  • Участвовать в формировании маркетинговых стратегий.
  • Формировать роадмап продукта.
  • Мотивировать команду.

Резюме

Прочитав статью выше, вы можете прийти к выводу, что эти две должности взаимозаменяемы. Да, в небольших компаниях так чаще всего и бывает. Крупные компании иногда реализуют разделение, когда продакт-менеджер общается со стейкхолдерами и фокусируется на бизнес-требованиях, а продукт-овнер составляет списки требований к софту и общается со скрам-командой.

Какой вывод? В продуктовой компании должность менеджера продукта совершенно необходима, он сфокусирован на том, что должно принести ей прибыль.

Если компания работает по скраму, появляется владелец продукта, продукт-овнер, человек, занимающий, в том числе постоянной приоритизацией сторей, дающий ОС команде и делающий ещё много чего нужного.


Опубликовано

в

от

Предыдущий пост
Исследование 3000+ вакансий и 2000 резюме IT-проектных менеджеров показывает: рынок…