
Nomen est omen
Статья навеяна постом в Линке, в котором автор рассказывает о роли продакт-менеджера, используя аббревиатуру PM, которая всегда принадлежала продактам. Я написал в комментариях, что PM всю дорогу был прожект, а продакт — это PO. На что мне ответили, что продакт менеджер и продакт овнер — разные вещи. Давайте разбираться.
Если совсем одной фразой, то продакт менеджер — профессия, а продукт овнер — роль в скраме. Всё, на этом статью можно закрывать.
Для интересующихся вопросом более глубоко, проведём разбор.
Концептуальная разница между Product Manager и Product Owner
Product Manager
- Не привязан к методологиям.
- Отвечает за общее видение продукта, vision. Общается с ЦА, прорабатывает маркетинговую стратегию.
- Стратег. Задаёт направление.
- Главный KPI – прибыль.
Product Owner
- Привязан к Scrum.
- Отвечает за достижение максимальной ценности продукта.
- Тактик. Определяет, что и в каком порядке делать в рамках разработки.
- Главный KPI — соответствие продукта требованиям стейкхолдеров.
Разделение понятий тесно связано с повышением скорости рынка программных продуктов. Изначально, когда роль продакт-менеджера только появилась, эта скорость была невелика. Продакт в той парадигме работал в паре с прожектом, прорабатывал видение и отдавал в работу.
Потом настали восьмидесятые и скорости возросли. Концепция: «Заперлись в подвале на три года и родили продукт» перестала работать — продукты оказывались устаревшими уже в момент выхода. Появился Scrum с ролью владельца продукта, тесно связанного с бизнесом, который постоянно реприоритизирует бэклог, держа руку на пульсе.
Современный рынок труда
Как с вакансиями обстоит вопрос?
По запросу «Product Manager» хедхантер возвращает 2983 вакансии из всех регионов.
- Предсказуемо, большинство из них (1616) относятся к Москве.
- Подавляющее большинство (1039) относятся к ИТ, телеком, системной интеграции.
- 852 из них требуют высшего образования.
- Почти все (2905) предполагают полную занятость.
- Для 772 есть удалёнка.
- Топовая зарплата — 500 тыс. руб. в мес.
- Минимум предлагают 35 тыс. руб. в мес.
По запросу «Product Owner» хедхантер возвращает 506 вакансии из всех регионов.
- Предсказуемо, большинство из них (288) относятся к Москве.
- Подавляющее большинство (241) относятся к ИТ, телеком, системной интеграции.
- 87 из них требуют высшего образования.
- Почти все (502) предполагают полную занятость.
- Для 181 есть удалёнка.
- Топовая зарплата — 432 тыс. руб. в мес.
- Минимум предлагают 85 тыс. руб. в мес.
В общем, для продакт-менеджеров вакансий больше.
Требования и обязанности
Требования к Product Manager:
- Мочь и уметь в анализ рынка и продуктов конкурентов. Умение находить места, в которых умные люди чувствуют себя идиотами.
- Способность и умение превращать клиентские потребности в продукт.
- Умение проводить тесты и анализировать большие объёмы данных. Дата драйвен подход — не просто мода, он хорош.
- Умение в UX/UI, способность накидать вайрфрейм в программе для прототипирования.
- Умение в планирование, составление роадмапов.
- Способность работать в условиях постоянных изменений. Эта работа не про стабильность.
- Понимание айтишных процессов и ролей.
- Знание английского. Как минимум, читать англоязычные материалы.
Требования к Product Owner:
- Отличное понимание Scrum и гибких методологий/фреймворков.
- Навыки организатора, аналитика, коммуникатора.
- Умение видеть и находить главные проблемы разрабатываемого продукта.
- Отличные скиллы приоритизации всего и вся.
- Умение анализировать и понимать, как мыслят пользователи и чего они хотят.
- Способность видеть и предсказывать различные тренды на основании имеющихся данных.
- Опыт оптимизации продукта через А/В тесты.
- Умение декомпозировать.
- Знание английского.
- Опыт составления технической документации.
И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.
Обязанности Product Manager:
- Анализировать рынок, искать возможности и истинные потребности ЦА.
- Напрямую общаться с ЦА, проводить касдев.
- Верхнеуровнево планировать разработку и контролировать исполнение этих планов.
- Общаться со стейкхолдерами, доносить их пожелания до прожект-менеджеров и команд.
- Писать верхнеуровневые требования, помогать аналитикам их детализировать.
- Создавать клиентские пути.
- Мониторить метрики.
- Помогать маркетологам выводить продукт на рынок.
Обязанности Product Owner:
- Анализировать рынок и потребности ЦА.
- Собирать ОС со стейкхолдеров и реальных пользователей.
- Собирать воедино аналитиков, дизайнеров, разрабов, саппорт, чтобы они нормально взаимодействовали, если пиэм не справляется или просто не положен по штату.
- Если нет не только пиэма, но и тимлида, то определять объём работ на итерацию и формировать бэклог.
- Планировать релизы.
- Смотреть демо и ретроспективы.
- Организовывать ведение документации.
- Участвовать в формировании маркетинговых стратегий.
- Формировать роадмап продукта.
- Мотивировать команду.
Резюме
Прочитав статью выше, вы можете прийти к выводу, что эти две должности взаимозаменяемы. Да, в небольших компаниях так чаще всего и бывает. Крупные компании иногда реализуют разделение, когда продакт-менеджер общается со стейкхолдерами и фокусируется на бизнес-требованиях, а продукт-овнер составляет списки требований к софту и общается со скрам-командой.
Какой вывод? В продуктовой компании должность менеджера продукта совершенно необходима, он сфокусирован на том, что должно принести ей прибыль.
Если компания работает по скраму, появляется владелец продукта, продукт-овнер, человек, занимающий, в том числе постоянной приоритизацией сторей, дающий ОС команде и делающий ещё много чего нужного.