
Humanum errare est
Давно не было реальных собеседований. 7 марта собеседовался в сеть аптек «Ригла» на руководителя проектов с внутренним заказчиком. В целом, собеседование прошёл удачно, на все вопросы ответил, не сошлись, относительно графика. У них рабочий день зачем-то начинается в 9:15 по МСК, а у меня -1 и это будет безумно рано. Договориться на более позднее начало рабочего дня не удалось — руководитель считает, что правила едины для всех.
Собеседование было с руководителем группы развития департамента информационных технологий Ригла.
Ну что же, полетели:
Перечислите этапы айти-проекта от начала до конца
- Инициация.
- Планирование.
- Исполнение.
- Мониторинг и контроль.
- Завершение и передача на поддержку.
В случае работы по гибким методологиям, подход другой. У нас есть бэклог продукта, мы из него формируем бэклог спринта, идём итерациями, в конце каждой итерации выпускаем инкремент.
В каком случае имеет смысл работать по ватерфолу, когда же нужны гибкие методологии?
Если проект не очень большой (в пределах года, многолетние проекты лучше делать по гибким или гибридным методологиям), у него есть более-менее фиксированные требования, которые не должны меняться, а также устойчивая среда, есть смысл делать по ватерфолу с разбиением его на итерации.
Если мы говорим о высокой степени неопределённости, изменчивой среде и вообще, продуктовом подходе, лучше подойдут гибкие методологии.
Что происходит на этапе инициации проекта?
Составляем паспорт или устав проекта. Формируем и фиксируем тройственное ограничение. Это будут формальные критерии успешности проекта.
Определяем, кто спонсор, кто менеджер. Ключевые люди проекта.
Набираем команду, проводим кикофф-встречу.
Подписываем основные юридические документы. Как правило, это рамочный договор, потом к нему будут допсоглашения.
Что такое критерии успешности проекта, как определить, что проект успешен?
Когда я был моложе и менее опытен, говорил, что по попаданию в треугольник ограничений. Став опытнее, я стал говорить, что основной критерий успешности — удовлетворённость заказчиков или стейкхолдеров.
Удовлетворённость внешних заказчиков определяется по готовности работать с нами дальше.
Удовлетворённость внутренних стейкхолдеров определяется по тому, используется ли разработанный продукт в реальной практике. Померить, как правило, можно экономическим эффектом. Можно вешать на процессы метрики и измерять, как проект на них повлиял.
Что происходит на этапе планирования?
Прорабатываем детальное ТЗ. Собираем с заказчика требования, анализируем их, формализуем и фиксируем. Потом согласуем. Иногда в процессе формирования требований, проект может разрастись.
Некоторые люди считают, что если изменилось тройственное ограничение, проект надо закрыть и начать новый. Я так не считаю, я считаю, что его можно переписать.
Если в середине проекта влетает требование, без которого дальнейший проект бессмыслен, но которое изменяет одно или несколько значений тройственного ограничения, что мы делаем?
Опытная эксплуатация, промышленная эксплуатация, в чём разница?
При опытной эксплуатации у нас ограниченное количество пользователей. Выделяется фокус-группа, которая будет продукт гонять и давать ОС. При передаче в опытную эксплуатацию мы даём первый «транш» документации.
Промышленная эксплуатация уже ближе к реальным сценариям, когда продукт раскатывается на большое количество реальных пользователей и документация передаётся уже более серьёзная и полная.
Что такое пилотный проект и чем он отличается от MVP?
В рамках пилотирования мы проверяем ключевые гипотезы и пытаемся понять, есть ли смысл вписываться в большой и страшный проект.
Этапа MVP в пиэмбоке нет. На пилотном проекте мы делаем более-менее завершённую функциональность, работающий продукт, пусть и не покрывающий 100 % требований заказчика. На MVP это может быть склеенный на коленке прототип, проверяющий основную гипотезу — на гуглотаблицах-формах, телеграм-ботах, тильде, чём угодно.
Пилотный проект — это живое мероприятие с участием небольшой группы реальных пользователей, получающих новую услугу. Он используется, когда есть уверенность в эффективном решении и нужно сгладить недостатки и понять, как оно работает в реальности. Это помогает выявить и устранить любые проблемы перед распространением на более широкую аудиторию. 13
MVP (минимально жизнеспособный продукт) — метод изучения потенциального решения при использовании минимальных ресурсов. Он тестирует только основную суть идеи с реальными пользователями. Это позволяет на ранней стадии выяснить, есть ли реальная потребность в решении, что работает, а что нет, и внести соответствующие коррективы.
Яндекс.Нейро
Как выберете подрядчика и продукт для поставки ПО?
В B2B важна репутация. Я бы отслеживал инфу от людей, которые с этим подрядчиком уже работали.
Пробив по юридическим базам в сторону судебных процессов.
Собственное исследование продукта, насколько он ложится на наши цели и бизнес-процессы. Определяем, какие функции для нас прям критичны и насколько предлагаемый продукт их покрывает.
Чтобы сравнивать продукты разных вендоров с одинаковыми функциями, можно оценивать такие критерии:
- Отзывчивость техподдержки.
- Скорость работы софта, способность работать под нагрузкой.
- Юзабилити. Насколько он дружелюбен к пользователю. Насколько современны интерфейсы.
- Частота обновления продукта.
Какое ваше мнение о правиле трёх кликов?
Не придерживаюсь, считаю, что кликов может быть сколько угодно, пока каждый клик очевиден. Структура данных или функций может быть такой сложной, что в три клика сделать все функции доступными может быть невозможно.
При передаче продукта на поддержку, что должно быть?
Само ПО и инструменты логирования ошибок с отправкой логов на сервера разработчиков.
Документация. Техподдержка должна понимать, как продукт работает. Её есть несколько видов:
- Руководство пользователя-администратора.
- Руководство по развёртыванию.
- Требования и пояснительные записки (при передаче на поддержку менее критичны).
В дополнение к инструкции пользователя могут быть дополнительные инструкции по работе со специфическими бизнес-процессами. Хорошо работают скринкасты.
Как внедрить веб-продукт на 15 000 человек?
Используя существующую оргструктуру, существующих менеджеров и администраторов.