Вопросы работодателю на собеседовании на менеджера проектов

by Владимир Бычко

Вопросы работодателю на собеседовании на менеджера проектов  

Худшее, что вы можете сделать на собеседовании с руководителем — ответить на его предложение задать интересующие вопросы, что вопросов нет и вам всё понятно. Работодатель начинает считать, что недостаточно заинтересованы в вакансии. 

Рекомендую прочитать вот эту статью. В ней ведущий рекрутер ЕПАМа Илия Чукмарова приводит свой перечень из 50 возможных вопросов. 

Мне же кажется, что 50 вопросов задавать не надо, а надо поинтересоваться следующим:

В связи с чем открыта вакансия? Это новая должность или у меня есть предшественник? Почему он ушёл? 

Хороший ответ — что это новая вакансия, открытая в связи с ростом и развитием компании. Если же есть предшественник, вам имеет смысл покопать, вычислить, как его зовут, связаться с ним в линкадине и спросить его версию событий. Я как-то раз проводил в линке опрос, нормально ли такое поведение, большинство проголосовало, что вполне нормально. 

Расскажите о составе, численности и квалификации команды.

Как однажды сказал один гендиректор одному арт-директору: «Теперь твой инструмент не рисовальная программа, а дизайнеры». Основной инструмент прожект-менеджера не эксель и не майрософт прожект, а его люди. Будет неприятно, устроившись на работу, узнать, что в данной компании, к примеру, принципиально нет тестировщиков. 

Как поставлено тестирование?

Подход к качеству очень важен для формирования полного представления о работодателе. Спросите, принято ли в команде покрывать код модульными тестами, есть ли автоматическое тестирование. 

Сколько проектов может быть в одновременном производстве?

Этот вопрос больше актуален для заказной разработки. Вы вполне можете столкнуться с необходимостью вести десяток проектов одновременно и не всем это подходит, лучше выяснить это на берегу. PMBOK категоричен на этот счёт — в зрелых компаниях прожект целиком погружён только в один проект, реальность от этого требования сильно отличается. 

Какие существуют формы отчётности? Надо ли логировать время и если надо, насколько подробно?

Я много лет работал в компании, в которой было принято вести эксельку с подробным перечнем того, что вы делали в течение дня с указанием времени с точностью до минуты и номера задачи в таск-трекере. Я писал о глупости такого подхода в статье о необходимом и достаточном подходе к ведению дневной отчётности. Ещё писал, почему логирование времени самим менеджером проектов бессмысленно.  

Как долго продолжается испытательный срок? 

Обычно продолжительность максимально возможная — три месяца. Не помешает уточнить, отличается ли зарплата на испытательном и после него. В зрелых компаниях не отличается, вам сразу платят полную сумму. 

Кто занимается договорной работой по проектам? 

Вопрос важен для заказной разработки. Кто-то должен формировать и согласовывать договоры, допсоглашения и акты. Хорошо, если для этого есть аккаунт-менеджер или ещё какой-нибудь выделенный специалист, иначе готовьтесь выполнять эту функцию самостоятельно. 

В чём общаетесь, какой у вас таск трекер?

Чаще всего, это слак для внутреннего общения и телеграм для переговоров с заказчиком. Иногда встречаются Тимс или Дискорд. В качестве таск-трекера сейчас почти повсеместно джира. 

Как будем оформлять отношения?

Лучше избегать компаний с «чёрной» схемой, когда вы никак не оформляетесь, он несёт риск того, что в случае прекращения отношений, вас кинут на последнюю зарплату. Вариант с самозанятостью (при компенсации работодателем налога, конечно) более предпочтительней. Серьёзные ребята трудоустраивают по ТК, это сложнее, так как придётся обменяться бумажными документами, зато даёт некоторую надежду на пенсию в старости. 

Во сколько фактически начинается рабочий день? 

Если вы жаворонок или живёте в восточных широтах, этот вопрос можно не задавать, но если необходимость ежедневно просыпаться в 8 утра, чтобы посетить дейлик, для вас мучительна, лучше узнать об этом заранее. Я стараюсь задать этот вопрос даже не на собеседовании с руководителем, а на скрининге. 

Как у вас организованы продажи?

Диагностический вопрос для заказной разработки. Хорошие компании обычно получают основной поток клиентов по сарафанному радио и у них, как правило, столько лидов, что они не успевают все обработать. Наличие выделенного отдела продаж, в котором звонари долбят холодными звонками — плохой знак. 

Как вы определите, хорошо я работаю или плохо? 

Очень крутой, я бы сказал, сениорский вопрос. Хороший знак — наличие и зафиксированность смартовых целей на испытательный срок. KPI на пиэма повесить трудно. «Решим по ощущениям» — таких компаний лучше избегать.