У ведения личного дневника масса плюсов. Один из самых явных — можно заглянуть в прошлое, в любой описанный период своей жизни и вспомнить, как жилось тогда и, возможно, вывести закономерности. Я начал вести дневник в марте 2012 года. В этот месяц я устроился аналитиком в WSM Group за целых 25 000 руб. в мес., дал интервью какому-то сетевому изданию про свой паблик, посвящённый интересным вконтактовским микроблогерам и арендовал однокомнатную квартиру на площади Василевского в Калининграде, потому что ездить на работу из своей родной деревни стало категорически невозможно. В квартире была запредельно плохая кровать, а точнее, раскладываемое кресло, зато она была хорошо расположена.
Как изменились подходы к бизнесу за эти десять лет?
Рост роли цифрового маркетинга
Усилилась роль цифрового маркетинга. Если раньше люди видели вывеску кафе и шли в него из интереса, теперь они ищут это кафе в социальных сетях, пытаются найти сайт, анализируют отзывы других людей на агрегаторах отзывов. И стало очень важным то, как выглядит там выглядит это кафе. И сравнение происходит со всем, что этот потенциальный посетитель ранее видел в интернете. В 2012 году интернет в России уже расцвёл буйным цветом, но порог вхождения для новых компаний был сильно ниже и дешевле.
Изменение модели отношений с сотрудниками
Изменились отношения с сотрудниками. Если в 2012 ещё была жива парадигма «работа в одной компании до пенсии», то в 2022 найм стал носить выраженный проектный характер. Людей стали нанимать не на должности, а на конкретные, зачастую конечные задачи. Перестало быть зазорным выполнить эти задачи и сменить компанию, даже самые упёртые HR перестали считать смену работы раз в год-полтора чем-то предосудительным. Кроме того, распространение удалённой работы позволило нанимать людей не только из твоего города, но и со всего мира, из-за чего многократно усилилась конкуренция между кандидатам. 4000 претендентов на позицию джуниор QA уже никого не удивляют. С другой стороны, упростился хантинг, через социальные сети можно понять, кто работает у ваших конкурентов и сманить хорошего специалиста. А ещё, перестало быть зазорно работать сразу на несколько компаний, ведя несколько проектов.
Рост технологичности исполнительской работы
Работа стала технологичней. В 2022 в вакансиях перестали писать «уверенный пользователь ПК и пакета Майкрософт Офис», это уже само собой разумеющееся. Современному сотруднику нужно не только быть с базовыми компьютерными вещами на ты, часто требуются и более углубленные вещи, вроде умения написать макрос или простенький запрос к базе данных.
Рост скорости
Выросли скорости. Если в 2012 году можно было в течение месяца три-четыре раза собраться, чтобы обсудить, например, новый прайс-лист, сейчас эти вещи должны решаться за четыре-пять рабочих дней. И этот тренд во всех сферах, возникла необходимость работать быстро. Никого уже не удивляет доставка товара из другого региона за несколько дней или еды из ресторана за час, потребители теперь недовольно бурчат, если эти, бесконечно ускоренные сроки, начинают затягиваться. Из-за требований к скорости, выросли требования к функциональным и операционным руководителям. Парадигма, при которой все решения принимаются наверху и спускаются вниз, устарела, роль нижестоящих менеджеров возросла. См. мой пост про пирамиду принятия решений.
Усложнение порога входа в бизнес
Учитывая описанные выше четыре ключевых момента, вырос порог входа в бизнес. Бизнес в 2022 начинать намного сложнее, чем в 2012, нужно больше компетенций и больше денег.