Мысли за последнее время — 6

Free cute chihuahua dog biting a shoe image, public domain animal CC0 photo.

Об интерфейсе планирования встреч

Идея для самого лучшего корпоративного плагина для гуглокалендаря. На основании часовых ставок сотрудников считает, во сколько обойдётся компании планируемое совещание и предлагает вместо этого отправить письмо.

* * *

Про кино и нейросети

Когда в кино показывают большой отрезок жизни человека, для его детства берут просто похожего ребёнка, а потом сразу показывают подростка или взрослого человека, которого играет взрослый актёр.

Чаще всего получается непохоже, мы всё-таки сохраняем большую часть детских черт, а тут разные люди. С показом человека в старости всё проще, накладывают старческий грим, серебрят волосы, дорисовывают графикой. Думаю, с ростом качества дипфейков этот подход изменится и взрослые герои станут реально похожи на себя в детстве.

Айти на службе кино.

* * *

О поисковиках

Я считаю главным достижением поисковика гугла умение находить нужный графический мем по описанию. А главным провалом — что он дал заднюю и разучился находить людей в соцсетях по фото.

* * *

Об онбординге

В книге «Звёздный десант» Роберта Энсона Хайнлайна есть эпизод, в котором курсант ударил инструктора. Из ряда вон выходящая ситуация, все на ушах. И капитан ругает… инструктора. Ты же профессионал, ты должен был вырубить его уже в тот момент, когда он только подумал совершить такое преступление, тем самым спасти мальчика от административного наказания (публичной порки).

Предположим, вы проводите онбординг нового сотрудника и в вашей компании есть, например, еженедельная отправка специфического отчёта, который будет читать, в том числе вышестоящее руководство. Большинство «инструкторов» просто уведомляет сотрудника о том, что надо писать отчёт, снабжает примерами и ждёт. Сотрудник делает отчёт с большим количеством ошибок, потому что он специфический. «Инструктор» обвиняет сотрудника в ошибках, сотрудник их итеративно исправляет, постепенно демотивируясь.

А нужно не дать ему совершить ошибку. Один раз сесть с ним и сделать этот отчёт вместе, объяснив, что и как писать в каждом разделе отчёта, помочь с формулировками. На второй и следующие разы — конечно, уже пусть делает сам и если будет косячить, указываем ему на это.

* * *

О цвете пояса

Каратистам, айкидошникам и другим восточникам по мере роста опыта и заслуг, присваивают пояса различных цветов, в разных школах они различаются. Но принцип один и тот же: когда-то давно бойцы, начиная карьеру, подпоясывались поясом белого цвета, он в процессе тренировок и боёв впитывал кровь и пот, постепенно темнея, отсюда и традиция.

Думаю, было бы интересно присваивать айтишникам какой-нибудь предмет гардероба, который бы менял цвет по мере выгорания владельца.

* * *

О сериалах для людей под сорок

На заре российского телевидения, там крутили сериалы, ЦА которых были пенсионеры, которым было интересно смотреть за всякими Просто Мариями. Почти одновременно с ними стали показывать контент до шестнадцати и старше, вроде «Друзей». И вот в последние годы я всё чаще замечаю сериалы, которые лучше всего отзовутся людям под сорок.

«After Life» (первый сезон), «Мистер Корман», «В Бореньке чего-то нет» (из отечественного) и вот теперь «Терапия». Там Джейсон Сигель, вылезший из образа Марша Сладенького, а также пожилой Харрисон Форд. Вышло пока три эпизода и да, это сериал для людей под сорок.

* * *

Об уверенных в себе людях

Все знают про эффект Даннинга-Крюгера. Дураки полны уверенности, умные люди полны сомнений. Но на уверенность в себе оказывает не только имеющийся набор знаний и опыта.

Дело в том, что умный человек видит больше вариантов развития событий и вариантов поведения в них, поэтому и может колебаться при выборе актуального. Дурак же видит один-два варианта событий и действует уверенно.

Бойтесь уверенных в себе людей.

* * *

О монетизации личного бренда

Став знаменитым, Сальвадор Дали перестал платить в ресторанах. Он приходил, пил, ел, а когда приносили счёт, выписывал чек на нужную сумму, а на обороте рисовал что-нибудь сюрреалистическое.

Рестораторы эти чеки никогда не обналичивали, а продавали на аукционах живописи за намного большие деньги. И все были довольны.

* * *

О детских бизнес-заблуждениях

Есть типовые детские заблуждения, они у всех более-менее стандартные, это не очень интересно. У меня же было несколько бизнес-заблуждений.

1. Был уверен, что заместитель директора — это такая мегасинекура. Человек вообще ничего не делает и начинает выполнять функции директора, только когда последний куда-нибудь отлучается.

2. Кадровик — невероятно могущественный человек, потому что решает, кого нанимать и кого на какую должность ставить. По сути, третий человек в компании, после пункта 3.

3. Офис-менеджер — это тоже мегамогущественный человек, потому что управляет неким конкретным офисом целиком, со всеми чадами и домочадцами.

* * *

О необычном использовании личного помощника

Вычитал интересную практику использования личного помощника. Предприниматель поручил помощнику прочитать десять лучших книг по маркетингу, а потом рассказать ему самое интересное. В итоге узнал ОЧЕНЬ много интересного о маркетинге, потратив всего час времени на разговор вместо двух недель чтения, которых у него из-за постоянной занятости не было.

И такое можно делегировать.

* * *

О странном UI

Приз за самое странное UI-решение получают дизайнеры Майкрософта. Вот эта панелька в веб-версии Тимс меняет ширину, в зависимости от… чиселок в времени длительности разговора, которые набраны пропорциональным шрифтом. Панелька укорачивается на несколько пикселей, если во времени количество минут или секунд содержит единичку и отпрыгивает назад, когда чиселка меняется.

* * *

О важности своевременности

Из-за постоянно изменяющейся среды, старый опыт чаще всего, не особо актуален. То, что не работало в 2010 г., вполне может заработать в 2023. То, что работало тогда, может не заработать сейчас.

Представьте себе попытку сделать какую-нибудь Яндекс.Музыку в 2002 году на российском рынке с кнопочными телефонами и людьми, которые видели банковские карты только в рекламе по телику. И вот, спустя всего десять лет она отлично запускается и работает.

Представьте сервис, просящий доллар за скачивание рингтона для телефона в 2023. Глупость? А не так давно контент-провайдеры отлично на этом зарабатывали.

И ещё совершенно не факт, что в этом безумном мире и в этой безумной стране колесо истории сделает оборот и эти способы заработка снова заработают. Опыт переоценён.

* * *

О вырезании фона

В Вентуре можно встроенными средствами удалять фон с изображения. Жмякаем правой кнопкой → Быстрые действия → Удалить фон.

Попробовал на картинке со сливающимся фоном, получилось сносно.

* * *

О вкатывании в айти

Лучший способ вкатиться в айти в 2023 — чтобы вас покусал другой айтишник.

* * *

Конфуций об онбординге

Расскажи мне и я забуду. Покажи и я запомню. Дай мне сделать и я пойму. (приписывается Конфуцию) Это не баянистая присказка, а истина.

* * *

О выражениях в официальной документации

Как-то спала мода на опросы. Давайте исправляться. Имеем большую компанию с кучей начальников, некоторые из которых любят заглядывать в проектную документацию с разными целями. Как вы считаете, формулировка «Второй вариант архитектуры выглядит любопытным» в протоколе созвона (внутреннего) — это приемлемо или так писать нельзя?

* * *

Об айтишном джокере

В нолановской трилогии Джокер говорит, что больше всего на свете обожает бензин и динамит, потому что они дёшевы и с их помощью можно навести много шороху.

Когда будет время, напишу рассказ или даже книжку про айтишного Джокера, который обожает эксплойты и сканеры уязвимостей, потому что они мало весят и с их помощью можно тоже навести немало шороху.

* * *

О народных псевдоприметах

Некоторые «народные приметы», которым нас в детстве учили бабушки и дедушки, имели под собой вполне материальную основу.

Например, меня учили ни в коем случае не наступать на канализационные люки, плохая примета. Но ведь это логично, люк может быть плохо закреплён, есть риск упасть и переломать ноги.

Или обходить столбы и дорожные знаки только с дальней от дороги стороны, если обходить близко к дороге, плохая примета. Всё верно, чем дальше от дороги, тем ниже риск быть сбитым каким-нибудь дураком.

Но одна вещь осталась для меня непонятной. Зачем они говорили, что если заснуть на левом боку, приснится кошмар? Меня это так впечатлило, что все три или четыре раза, которые я за детство уснул на левом боку, снились лютые хорорры. Уже потом, когда я понял, что это всё херня, стал спокойно спать на любом боку. Какую цель ставило перед собой приучение спать только на правом боку?

А вас учили каким-то приметам, под которыми была здравая основа?

* * *

О ворклогах

Один из самых страшных вопросов, который может задать руководитель начинающему специалисту: «А что конкретно ты делал всю неделю?» Я столкнулся с ним, когда в молодости предпринимал первые попытки сисадминить. Проблема в том, что делаешь массу мелких вещей и совершенно их не помнишь, а ответ: «Делал множество мелких вещей» руководство не устраивает.

И я приобрёл привычку записывать ВСЁ, что делаю. Эвернота тогда не было, зато был майкрософт аутлук, синхронизирующийся с КПК и я струячил туда всё:

У бухгалтера слетел банк-клиент. Исправил.
Настроил секретарше номера быстрого набора на телефоне.
В удалённом офисе засбоил почтовый сервер. Подключился, настроил, вроде, почта снова ходит.
Завёл в AD учётку нового пользователя (финансы).
Переустановил винду на ноутбуке офис-менеджера. Настроил бэкап Акронис, чтобы больше не тратить на это время.
И так далее.

И так далее. И когда руководитель радостно спрашивал: «А что конкретно ты делал на этой неделе?», уже предвкушая как лишит меня премии, я спокойно печатал эту простынь и подносил ему в папочке. Обычно он на это хмурился, отвечал, что такие подробности его не интересуют и отставал надолго.

Когда перешёл в разработку, этот вопрос стал звучать реже, потому что есть джира и дневные отчёты. Но пару раз за карьеру менеджера проектов всё же слышал этот самый вопрос.

В общем, если вы только начинаете карьеру, рекомендую завести полезную привычку вести такие ворклоги, это не очень затратно и легко затыкает разных высокопоставленных дураков.

* * *

О личных качествах обучающего

В крупных продуктовых и во многих аутсорсных компаниях изобретают собственную методологию управления проектами, со своими выстраданными процессами и правилами. В компании может быть своя система проектной документации, особый подход к ведению требований и другие формальные аспекты, которым новичков нужно обучать.

Возникает соблазн делегировать роль «тренера» самому знающему и опытному пиэму. Я же рекомендую назначить для этого необязательно самого знающего, но обязательно самого доброжелательного и терпеливого специалиста.

Скорость обучения у всех новичков разная. Кроме того, некоторые из них могут плохо воспринимать на слух и лучше понимать текст, другие наоборот. Опытный и знающий начнёт по привычке требовать и давить, а может и оскорблять и угрожать карами, что приведёт только к тому, что вы потеряете часть «учеников».

Доброжелательность и терпеливость — вот ключи к успешному обучению. Ну и обязательно нужно сочетать методы. Рассказать в общих чертах, показать, как это делается, дать «ученикам» задание на дом, чтобы закрепить навыки и снабдить текстовыми описаниями, чтобы использовать их в качестве справочника.

* * *

О мегатрендах

Если бы я мог выделить один глобальный тренд в бизнесе в 2022 году, это было бы желание потребителей прозрачности. Желание понимать, из чего складывается стоимость услуги, что входит в состав товара и всё такое. Игнорировать этот тренд можно, но те, кто ему следуют, зарабатывают больше.

* * *

О видах прогресса

В продолжение поста о наставничестве. Бывают разные типы прогресса и к ним всем нужно относиться спокойно.

* * *

О странных запросах в техподдержку

Техподдержка регулярно сталкивается с самыми чудными запросами пользователей, но самое интересное я узнал вчера. Чувак был уверен, что его логин и пароль от одного сайта подходят ко всем сайтам в интернете

* * *

О разнице между спамом и флудом

Спам — это рекламное сообщение, которое пользователь не запрашивал. А флуд — поток навязчивых сообщений, необязательно рекламных. Почему-то 99 % пользователей путают спам и флуд.

* * *

Об эмблемах

Вы когда-нибудь думали о том, что на иконке Android Studio – циркуль, изящный и точный инструмент инженеров и архитекторов, а на иконке Xcode — молоток?

1

Опубликовано

в

от