
Cujus regio, ejus religio
На крупных и технически сложных проектах роль системного аналитика очень важна — он, что называется, на стыке бизнеса и технологий и отвечает за проектирование технического решения, создания хороших требований, которые лежат в самой основе успешного проекта.
Без софт-скиллов эта задача практически невыполнима. И про софты системного аналитика мы поговорим в этой статье.
Поехали, рассмотрим основные софты системного аналитика.
Коммуникации, умение быть понятым
И с каждым из них я говорю на собственном моральном диалекте…
Френки Шоу, «Доктор Хаус».
Системный аналитик общается как с членами команды (разработчики, тестировщики, дизайнеры, менеджмент), так и с заказчиком, снимая с него требования и убеждая делать разные правильные вещи. Очень важно, чтобы его понимали. Что для этого нужно?
- Активное слушание. Умение задать правильные вопросы. Привычка пересказывать услышанное своими словами с вопросом, правильно ли вы всё поняли.
- Ясность речи. Умение обходиться без сложных терминов. Заказчик часто человек бизнеса, ему ваши: «ВАФ смотрит на Апач» могут быть непонятны. Надо выражаться проще.
- Визуализация. Умение рисовать красивые картинки и диаграммы.
Аналитическая эмпатия: видеть систему за требованиями
Чаще всего, бывает так. Аналитик приходит на стартовую встречу с заказчиком и тот начинает его закидывать болями по списку. Такую фичу хотим, такую, вот такую и такую, чтобы закрыть такие-то потребности бизнеса.
Помните хрестоматийный пример с клиентом, который просил дырки, но которому на самом деле, была нужна полка для книг?
Очень важно увидеть за деревьями лес, корневую проблему, которая, возможно, решается вовсе не таким набором фич. Умение это увидеть, а потом ещё и убедить заказчика сделать то, что ему на самом деле нужно — высший скилл системного аналитика. Такое мало кто умеет, в основном же бросаются расписывать услышанные фичи.
Как этого добиться?
- Используйте метод «5 почему + 1 как»1:
— «Почему это важно?» (выявляет бизнес-цель),
— «Как именно это работает сейчас?» (анализ процессов). - Попробуйте составить карту процессов бизнеса заказчика. Для этого могут потребоваться дополнительные интервью и дополнительное время, но этот консалтинг того стоит.
- Практикуйте обсервацию. Понаблюдайте за работой команды, съездите на площадку заказчика, может быть, увидите неочевидные вещи.
Управление временем: баланс между задачами
На системных аналитиках часто экономят и один специалист обслуживает несколько проектов. Или несколько крупных доработок в рамках одного продукта в продуктовой разработке.
Ему часто прилетают срочные задачи и если он не умеет в тайм-менеджмент, может начать заваливать сроки. Умение жить в хаосе очень важно для системного аналитика.
Как этого добиться?
- Техника Pomodoro. 25 минут фокус на задаче → 5 минут перерыв.
- Метод 3 MIT (Most Important Tasks). Фиксируете с утра три задачи, которые точно должны сделать за сегодня.
- Еженедельный обзор (Weekly Review). Практика из методологии GTD. Оцениваете, что было сделано за неделю, что нужно сделать на следующей. Вообще, ознакомьтесь с методологией GTD, она вам сильно поможет.
Умение презентовать решения
С одной стороны, вроде как презентационные навыки — это больше про продакта и прожекта. Но системный аналитик часто презентует технические решения, как бизнесовым, так и техническим заказчикам и должен хорошо уметь это делать.
На последнем проекте мы столкнулись с тем, что заказчик очень проблемно принимал решения. Аналитик предложила проводить презентации не только с устным рассказом о требованиях, но и с демонстрацией интерактивного кликабельного прототипа, связанного с диаграммами процессов. Это очень сильно помогало включить у заказчика абстрактное мышление и начать получать ответы на вопросы.
Личная практика.
И это не про умение красиво говорить, это про умение убедить заказчика сделать именно то, что ему нужно на самом деле.
Как этого добиться?
- Для сторителлинга:
— Стройте нарратив по схеме: Проблема → Риск → Решение → Выгода. Такой подход к формулировкам всегда хорошо работает и способен многих убедить.
— Используйте понятные аналогии. - Для презентаций:
— Применяйте принцип «1 слайд = 1 идея». Не делайте слайды в стиле учителей средней школы, когда на слайде целый конспект.
— Добавляйте диаграммы для визуализации решений.
— Прокачивайтесь в инструментах визуализации. Например, аналоги Miro для схем, Figma для прототипов.
Лидерство: умение вдохновлять
Вроде как, тоже не совсем аналитическая задача, лидерствовать должны продакт с прожектом. Но опять же, на большом и разлапистом проекте прожект может быть очень занят оргвопросами с заказчиком, ему может быть не до таких важных мелочей. Системный аналитик должен бороться с хаосом, помогать собирать разрозненные мнения технических экспертов во внятные решения. Это всё лидерство.
Ну и именно к вам будут ходить программисты и тестировщики, которым что-то непонятно в спроектированном решении. Нужно уметь их направлять.
Как добиться?
- Организуйте празднование маленьких побед. Возьмите на себя задачу публично поблагодарить команду за решённую техническую задачу. На дейлике или на обзоре спринта.
- Развивайте эмоциональный интеллект, учитесь понимать коллег. Замечайте, когда у кого-то из коллег трудности, проявляйте проактивность, предлагайте встретиться и обсудить задачу лично.
- Декриминализируйте ошибки. Научитесь не ругаться на ошибки коллег, а помогать им эти ошибки не совершать.
Заключение
Системный аналитик — очень важный член команды разработки. Эффективный СА очень сильно помогает пиэму в вопросе уменьшения уровня хаоса, он способен очень сильно повлиять на то, насколько грамотные технические решения будут спроектированы и реализованы.
Софт скиллы — не только и не столько о том, как быть хорошим человеком, они об умении сохранять самообладание под давлением, разруливать противоречия и поддерживать команду.
- Хотя, честно говоря, на практике уже после пары-тройки «почему» заказчик начинает закипать. ↩︎