Компании, отличающиеся подлинно дружественной атмосферой, традиционно отличаются и крайне низкой текучкой.
Особенно грустно, когда дружественная атмосфера губится руководством. Разберём типичные причины. Исследования, проведенные IBM Institute for Business Value, эти самые причины выявили:
Отсутствие постоянных рабочих мест.
Система, при которой у сотрудников нет постоянных рабочих мест в офисе. Куда сел, там и работаешь. Стильно, модно, молодёжно, экономит офисное пространство. К сожалению, у этого подхода больше минусов, чем плюсов. Есть тонкий момент — многим людям очень важно персонализировать рабочее место, делать его «своим».
У меня всегда лежит на столе маленькая металлическая машинка Roadnet Technologies, а на стене висит распечатка слоупока на костылях с подписью «Архитектура комплекса». У соседа сзади — шарики для медитации. У соседа справа — три чебурашки. Ну, вы поняли. Эти милые мелочи крайне важны.
С другой стороны, сотрудников время от времени нужно пересаживать. Нечасто, раз в год достаточно. Это, как раз, способствует наращиванию социальных связей. В питерской компании i-Free столы имеют специальные легко перемещаемые тумбочки, максимально упрощающие «переезды».
Рефакторинг бизнес-процессов.
Иногда бизнес-процессы приходится оптимизировать. К сожалению, если рефакторинг возглавляется не слишком грамотным специалистом, велик риск порушить социальные связи и даже спровоцировать взаимную неприязнь.
Минус — он же плюс. Если подойти к вопросу со всей тщательностью, можно напротив, атмосферу улучшить.
Харизматичный лидер, возведенный в ранг суперзвезды.
Он подчиняет своим интересам всю организацию и нарушает сложившиеся нормы взаимопомощи и справедливости. А как же Стив Джобс, спросите вы? Стив Джобс уникален.
Вы знали, что самые страшные провалы, сопровождаемые многомиллиардными убытками, сокращениями, а в ряде случаев и гибелью компаний, были допущены опытнейшими, образованнейшими, успешнейшими, харизматичнейшими лидерами? Не знали? Читайте «Why Smart Executives Fail» Сидни Финкельштейна, она станет для вас откровением.
Лицемерие руководителей.
Руководство на каждом углу трезвонит о необходимости соблюдения правил и о том, что они едины для всех. Тем не менее, оно их охотно нарушает ради «особых случаев» или «любимчиков». Провоцирует не только тихую злобу, но и развивает паранойю.
Вводя правило, нужно быть готовым его придерживаться и не делать исключений. Либо обговорить эти исключения в самом правиле. Либо не вводить правило вообще.