Почему современное IT — не пузырь

Несколько недель назад я встретил в ВК (я перестал писать туда классические посты с мыслями, но репощу ссылки на статьи из этого блога, получая восемь-десять переходов от остатков друзей, и иногда просматриваю ленту) комментарий о том, что современное IT – пузырь, скоро оно лопнет и профессия разработчика станет оплачиваться так же скромно, как и все остальные. Я не стал отвечать на этот комментарий и решил написать небольшую статью, почему это не так.

Со словом «пузырь» в первую очередь ассоциируется «пузырь доткомов», существовавший с 1995 и лопнувший в марте 2000 года. О том, что происходило в айти в эти годы, я могу судить только по открытым источникам, так как в те годы был совсем юн, учился в школе, слушал «Наше радио» и записывал музыку оттуда на десятирублёвые аудиокассеты, мечтая о том, что у меня когда-нибудь будет настоящий компьютер.

Есть отличная книга 2004 года за авторством Сидни Финкельштейна: «Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций», она мастрид для любого айти-руководителя. В ней рассматриваются причины краха таких компаний как General Magic, Motorola, Webvan, Enron. У них не было недостатка капитала, были прекрасные руководители, закончившие заведения Лиги Плюща, были самые лучшие и звёздные сотрудники и тем не менее, они накрылись по разным причинам, которые тоже раскрываются в этой книге.

История каждой накрывшейся интернет-корпорации индивидуальна, но есть и общие черты. Предприятия времён бума доткомов получали огромные инвестиции из-за неограниченного доверия к интернету и мнения, что наличие бизнеса в интернете уже означает будущие успехи. Инвестировали все, как венчурные фонды, так и более консервативные финансовые институты.

А потом все умерли.

Однако в 2004 году доверие к интернету начало возвращаться. Оказалось, что некоторые модели всё же работают, Google сделал «первое публичное предложение», никому не известный студент Марк Цукерберг основал Facebook и пошло-поехало.

Да и в России компьютеры стали становиться дешевле и доступнее, сотовые компании перестали брать за минутный разговор бюджет небольшой африканской страны, стремительно развивались носители информации. Я помню, как в 2004 году наша преподавательница информатики говорила на лекции, что дискета должна быть в кармане каждого современного человека, это так же нормально, как иметь ручку. В 2005 мы уже вовсю пользовались CD-R и CD-RW, а в 2006 у многих студентов были флешки. В этом году я уже устроился в первую в своей жизни айти-компанию и где-то через полгода купил первый ноутбук.

Выдержка из моей трудовой

К лету 2007 года у нас уже были первые пластиковые карточки, которые пока мало где принимались, но их уже можно было вставлять в банкоматы и снимать деньги.

С тех пор прошло около двадцати лет. Мы стали считать естественными многие вещи, которые двадцать лет назад уже были в зачаточном состоянии, но воспринимались как черты будущего.

Давайте критически посмотрим на микрособытия, которые случились со мной вчера и разберём, каково влияние IT на них.

  1. Проснулся от мелодии будильника на смартфоне. Смартфоны, созданные айтишниками, заменили множество устройств, в частности, будильники.
  2. Проверил каналы и чаты в телеграме. Телега, созданная айтишниками, заменила другие новостные каналы, региональные, общероссийские и общемировые.
  3. Через сайт клиники нашёл у своего врача окно на 11 утра в воскресенье и записался на приём. Сайт создали айтишники, CRM создали айтишники, интеграцию настроили айтишники. Ещё совсем недавно, нужно было звонить.
  4. Для самоуспокоения нашёл на prodoctorov.ru отзывы об этом враче и посмотрел его фото, чтобы вспомнить, как он выглядит. prodoctorov.ru, конечно, создали айтишники, теперь любой человек может оставить отзыв о любом враче или клинике.
  5. Через сайт агентства забучил на среду, 28 декабря, на 13:30 клинершу. Сайт, CRM, всё создано айтишниками.
  6. На сайте службы доставки здоровой пищи заказал ежедневные рационы на пять дней, потому что эндокринолог сказал питаться нормально. Получил ответ на почту, что курьер привезёт первый рацион сегодня с 19 до 22 часов.
  7. Просмотрел гуглокалендарь, созданный айтишниками, и обнаружил, что забыл вчера оплатить коммуналку. Ну ничего, вечером к этому вопросу вернусь. Завтра собеседование в 14 часов, надо подготовиться. Собеседование, конечно, онлайн, в компанию, у которой даже нет офиса в Калининграде.
  8. Запустил на смартфоне музыку в Яндекс Музыке, созданной айтишниками, оделся, взял рюкзак и отправился на почту, чтобы забрать посылки, заказанные на Алиэкспрессе, созданном айтишниками.
  9. Сел в маршрутку, добрался до остановки на Горького, заплатил карточкой через мобильный терминал. Чисто айтишная история. Потом заплатил в автобусе со стационарного валидатора, который тоже создан айтишниками.
  10. На почте при помощи терминала электронной очереди (созданном айтишниками, конечно) встал в очередь. Каких-то восемь лет назад приходилось мучиться с живой очередью, гадать, в какое окно встать, помнить, кто передо мной, кто после меня, кто отошёл и всё такое. Пока сидел в очереди, читал на смартфоне соцсеть Твиттер, созданную айтишниками. Оператору показал штрихкод отправления на экране смартфона, он считал его сканером штрихкодов (создан айтишниками), нашёл отправление, отправил мне в приложение код авторизации, который отобразился в пуше. Я продиктовал ему код, он пошёл на склад и принёс посылку.
  11. При помощи приложения Uber, созданного айтишниками, я заказал такси. Уже давно не надо звонить и диктовать адрес, достаточно ткнуть две точки на интерактивной карте. Не надо отсчитывать деньги и беспокоиться, будет ли у таксиста сдача. Таксист, находящийся поблизости, взял мой заказ, мне отобразился номер и марка его машины. Да, машина не создана айтишниками, в ней тот же самый арахичный двигатель внутреннего сгорания, но да, появилась электроника, созданная айтишниками.
  12. По дороге водитель рассказал мне, что прочёл в телеграмме, созданном айтишниками, новость про то, что глава городской администрации заявила, что нанимать 10 000 дворников, чтобы убирать улицы во время двух недель снегопада нерентабельно. Да, государственным управлением пока занимаются не айтишники, поэтому нормального способа экстренно убирать внезапно выпавший зимой снег, пока нет.
  13. Дошёл до ПВЗ маркетплейса Озон, созданного айтишниками, показал на смартфоне штрихкод оператору, оператор считал его сканером штрихкодов, принёс мне две посылки.
  14. Я сел в автобус, снова заплатил карточкой и добрался до дома. Сидел рядом с девушкой, увлечённо записывающей видеосообщения с собой и накладывающей на них инстаграмные маски. Инстаграм, ессно, создан айтишниками.
  15. Дома я посетил социальную сеть Линкадин, созданную айтишниками, написал в ней пост про микрофон, ответил на комментарии, пролайкал интересные посты.
  16. Оплатил через Сбербанк Онлайн коммуналку. Отчётливо помню, как бабушка отправляла меня с квитанциями и деньгами на почту и в банк, я там стоял в очереди и платил в окошечко. Но сейчас у нас есть созданные айтишниками сервисы, в которых всё это делается в пару кликов. В процессе произошло затруднение — протух шаблон оплаты капремонта. Но не беда, я запустил приложение Сбера на смартфоне, сфоткал куаркод на квитанции и всё получилось.
  17. Вечером мне позвонила мама через скайп, созданный айтишниками и мы поговорили про наши дела. Рассказала, что зашла на сайт какой-то социальной службы, созданный айтишниками и обнаружила, что её очередь на льготный санаторий продвигается, она уже шестьсот какая-то.
  18. Заказал на Аптеке.ру, созданной айтишниками, рецептурные лекарства, которые трудно купить при обычном заходе в аптеку. Их должны доставить в удобную мне аптеку как раз к понедельнику, в который у меня уже будет рецепт от доктора.
  19. Мне в скайп написал друг, попросил денег до четверга. Я запараноил и набрал его со смартфона (это уже не айтишники, это уже телеком, но это близко). Он ответил, что скайпом сто лет не пользуется и это мошенники. Даже мошенничество давно переехало в интернет.
  20. При помощи приложения Яндекс еда, созданного айтишниками, заказал ужин, оплатив карточкой. Это уже вообще, если вдуматься, чудо техники. Интеграция заказчика, ресторана, курьера, онлайн-оплаты, всё бесшовно.
  21. Через банковское приложение, созданное айтишниками, перевёл с накопительного счёта на карту сумму для оплаты еды. Каких-то пятнадцать лет назад для такой операции пришлось бы искать банкомат, а двадцать лет назад ехать в банк. Всё это сделано айтишниками.
  22. Уже совсем поздно приехал курьер из доставки из пункта 6. Привёз еду на завтра. Показал на экране смартфона куаркод системы быстрых платежей, созданной банковскими айтишниками, я открыл на своём смартфоне банковское приложение, сосканировал куаркод, оно получило информацию о назначении и сумме платежа, подтвердил эсэмэской, оплата ушла.
  23. Сходил в магаз за минералкой и кефиром. На обратном пути обнаружил, что у меня во дворе открылся ПВЗ маркетплейса Вайлдбериз, созданного айтишниками.
  24. Чистил зубы обычной электрической зубной щёткой. Да, её создали не айтишники, но уже есть умные щётки, для которых айтишники сделали приложения, которые показывают, в каких зонах вы недочищаете зубы. У меня такой пока нет.
  25. Перед сном послушал через приложение «Литрес аудиокниги», созданное айтишниками, интервью Черниговской Познеру. В этом интервью специалист по мозгу, Татьяна Черниговская, ругалась на созданные айтишниками сатанинские холодильники, умеющие заказывать еду через интернет и отнимающие у людей положительные эмоции.

Итак, каждое из 25 событий дня так или иначе связано с айтишными делами. Не пузырьными, не гипотетическими, а полностью работающими и часто абсолютно рентабельными интернет-сервисами. Вне айти всё то же самое, что в шестидесятые, те же двигатели внутреннего сгорания, та же овощи и мясо, та же городская администрация, всё так же не умеющая чистить снег, скользкие ступеньки ПВЗ с объявлением о скользких ступеньках, те же дорожные рабочие, перекапывающие улицу под зимним дождём.

Все интересные и удобные фишки современного общества сделаны айтишниками, электронщиками, телекомщиками, просто они давно воспринимаются как сами собой разумеющиеся.

Мемас из чата про джиру, автор неизвестен.

Теперь несколько слов о высоких зарплатах. Почему продавец в пятёрочке трудится в поте лица и зарабатывает 25 тыс. руб., а разработчик кодит 4-5 часов в день и зарабатывает 250 тыс. руб. Главная разница в том, что продавец в пятёрочке ограничен физической средой. Есть предельное количество посетителей, которое он может обслужить за рабочий день. Я не смог нагуглить, сколько примерно, но это число конечно. Да, в смене группа из нескольких продавцов и её возможности тоже конечны. И автослесарь может починить за рабочий день ограниченное количество автомобилей. И курьер может доставить ограниченное количество посылок.

А группа из нескольких разработчиков (4-5 человек) или даже одарённый программист-одиночка, способны создать сервис, которым будут пользоваться миллионы людей каждый день. Если сервер, на котором крутится этот сервис, не справляется с нагрузкой, при помощи одного девопса и добавления железа в стойку, можно легко расширить возможности сервиса, практически неограниченно. Да, там дальше возникают разные проблемы масштабирования высоконагруженных систем, но разработчики вместе с девопсом могут их решить. Вот в этом и вся разница. Разработчикам много платят не из-за огромного объёма знаний (у неайтишных инженеров этих знаний не меньше), а из-за вот этой масштабируемости создаваемых ими решений.

И напоследок о возможной девальвации профессии из-за того, что в неё, в погоне за якобы лёгкими деньгами, в последние несколько лет хлынуло множество людей. Этот процесс глобально приведёт к двум вещам:

  1. Некоторые создатели онлайн-курсов хорошо так заработают.
  2. На рынке будет огромное количество парикмахеров, пекарей и автослесарей, закончивших айтишные курсы.

Всё потому, что эта профессия требует очень серьёзных знаний и очень специфического склада ума и характера. По этой же причине, например, бум предпринимательства в середине десятых не привёл к тому, что все стали предпринимателями и бизнесменами, несмотря на привлекательность этого дела.


Опубликовано

в

от


Подпишитесь на рассылку новых постов, чтобы их не пропускать:

Предыдущий пост
принципов ООП и основ программирования, умение собирать требования и писать…