О социальном капитале

by Владимир Бычко

Компании, отличающиеся подлинно дружественной атмосферой, традиционно отличаются и крайне низкой текучкой.

Особенно грустно, когда дружественная атмосфера губится руководством. Разберём типичные причины. Исследования, проведенные IBM Institute for Business Value, эти самые причины выявили:
 
 
 

Постоянное рабочее место

Отсутствие постоянных рабочих мест.

Система, при которой у сотрудников нет постоянных рабочих мест в офисе. Куда сел, там и работаешь. Стильно, модно, молодёжно, экономит офисное пространство. К сожалению, у этого подхода больше минусов, чем плюсов. Есть тонкий момент — многим людям очень важно персонализировать рабочее место, делать его «своим».

У меня всегда лежит на столе маленькая металлическая машинка Roadnet Technologies, а на стене висит распечатка слоупока на костылях с подписью «Архитектура комплекса». У соседа сзади — шарики для медитации. У соседа справа — три чебурашки. Ну, вы поняли. Эти милые мелочи крайне важны.

С другой стороны, сотрудников время от времени нужно пересаживать. Нечасто, раз в год достаточно. Это, как раз, способствует наращиванию социальных связей. В питерской компании i-Free столы имеют специальные легко перемещаемые тумбочки, максимально упрощающие «переезды».
 
 
 

Рефакторинг бизнес-процессов

Рефакторинг бизнес-процессов.

Иногда бизнес-процессы приходится оптимизировать. К сожалению, если рефакторинг возглавляется не слишком грамотным специалистом, велик риск порушить социальные связи и даже спровоцировать взаимную неприязнь.

Минус — он же плюс. Если подойти к вопросу со всей тщательностью, можно напротив, атмосферу улучшить.
 
 
 

Харизматичный лидер

Харизматичный лидер, возведенный в ранг суперзвезды.

Он подчиняет своим интересам всю организацию и нарушает сложившиеся нормы взаимопомощи и справедливости. А как же Стив Джобс, спросите вы? Стив Джобс уникален.

Вы знали, что самые страшные провалы, сопровождаемые многомиллиардными убытками, сокращениями, а в ряде случаев и гибелью компаний, были допущены опытнейшими, образованнейшими, успешнейшими, харизматичнейшими лидерами? Не знали? Читайте «Why Smart Executives Fail» Сидни Финкельштейна, она станет для вас откровением.

Семь привычек потрясающе неудачливых людей
 
 
 

Лицемерие руководителей

Лицемерие руководителей.

Руководство на каждом углу трезвонит о необходимости соблюдения правил и о том, что они едины для всех. Тем не менее, оно их охотно нарушает ради «особых случаев» или «любимчиков». Провоцирует не только тихую злобу, но и развивает паранойю.

Вводя правило, нужно быть готовым его придерживаться и не делать исключений. Либо обговорить эти исключения в самом правиле. Либо не вводить правило вообще.