Качество юзабилити-аудита, критерии

Аудит юзабилити предполагает, что специалист проверит интерфейс, после чего напишет перечень ошибок и рекомендаций по их исправлению. Проблема в том, что на выходе заказчик может получить всё, что угодно. На рынке очень много псевдоэкспертов, имеющих за спиной пару прочитанных книг, какой-нибудь чеклист и массу стереотипов про «7±2», первый экран и недопустимость горизонтальной прокрутки. Чаще всего, их услуги стоят дёшево и идут «в довесок» SEO-аудиту.

Этот подход не совсем верен. Чтобы стать юзабилитистом, крайне важно в течение нескольких лет заниматься проектированием интерфейсов, обязательно вкупе с тестированием и измерением результатов. Услуги таких специалистов априори не могут стоить 3000 руб. за исследование.

Однако можно достаточно быстро определить, насколько качественную услугу вам предлагают. Для этого достаточно либо напрямую задать вопросы о том, что именно будет в отчёте, либо запросить пример отчёта.

Признаки работы эксперта:

Иерархия

Список найденных проблем с ранжированием по критичности (например, от «мелкой недоработки» до «критической ошибки»).

В дополнение к списку, весьма информативны цветные стрелки на полях прямо в тексте. Красная — дефект, напрямую негативно влияющий на конверсию, жёлтая — недоработка второго приоритета, её желательно исправить, но эффект будет только в комплексе, зелёная — рекомендация «совещательного» характера.

Разъяснение

Подробное пояснение к каждой обнаруженной проблеме, в котором описывается её суть и возможное решение. Для части проблем будут приведены примеры. Это будут либо ссылки на описание кейсов или исследований, либо примеры существующих решений.

Зачастую найденные проблемы являются типичными, специалисты держат стандартные описания с примерами под рукой.

Алгоритм

Проблемы будут изложены связно, то есть это будет не оценка десяти отдельных экранов интерфейса, а оценка последовательных сценариев взаимодействия, характерных для целевых групп и персонажей.

Самый простой приём — сценарии поведения четырёх пользователей. Одни предпочитают пользоваться поиском, другие — сёрфить по каталогу. Плюс, второй критерий — одни точно знают, что именно ищут, другие напротив, ещё размышляют.

Статистика

Эксперт обязательно сделает выводы из статистики посещаемости сайта, если такие данные будут ему раскрыты. Он будет давать рекомендации давать исходя из реальных данных. Например, может не быть экономического смысла в сложной доработке на странице с 0,01 % посещаемости.

Отдельно будут вынесены предположения эксперта, требующие отдельной проверки.

Признаки дилетантского подхода:

Точный прогноз

Никто и никогда не может предсказать, как именно (в цифрах) изменится конверсия или любой другой показатель после правки интерфейса. Это попросту невозможно.

Фраза вида: «Этот приём повысит конверсию формы на 25 %» — дурной маячок. Ни у кого не может быть базы знаний, позволяющей с приемлемым уровнем погрешности делать предсказания в цифрах.

Отдельное проектирование

Не всегда эксперт может предложить решение проблемы – бывают сложные случаи, где решение проблемы нужно отдельно проектировать и такая работа сильно выходит за рамки стоимости экспертизы.

Профессионал пишет прямо: «Оптимальным решением будет полный редизайн основного навигационного меню, что выходит за рамки данного аудита».

Заскоки в чужую предметную область

Отчёт юзабилити-эксперта не содержит «заскоков» в смежные области — маркетинг, брэндинг, художественное оформление.

Например, профессионал может указать, что ссылку на главную страницу следует убирать с логотипа, если пользователь уже находится на главной странице, но никогда не станет критиковать дизайн логотипа — это не его область.


Опубликовано

в

от