Методы мотивации

by Владимир Бычко

I can do it

Базовая мотивация — штука простая. Платите на 15 % выше, чем в среднем по рынку, ставьте понятные, интересные задачи и люди к вам потянутся. Но есть множество других способов поднять лояльность сотрудников.
 
 
 

Похвала.

Похвала

Сотрудники выполняют работу не за спасибо, это понятно, но всё равно, очень часто произношу фразу: «Отлично, спасибо» (если действительно, есть, за что благодарить). А один из коллег-руководителей говорит: «Спасибо, супер». Это ничего не стоит, но поднимает человеку настроение.
 
 
 

Обращение по имени.

Обращение по имени

Ещё Карнеги писал, что самый приятный звук для любого человека — это звучание его имени. Не так уж трудно запомнить, как зовут всех сотрудников, с которыми постоянно приходится иметь дело. Я всегда начинаю разговор по скайпу с фразы: «Алексей/Сергей/Валера/Женя, приветствую», это тоже нетрудно. Если сотрудников слишком много, действуйте как Герман Клименко, гендиректор LiveInternet — фиксируйте в ежедневнике. Или Evernote Hello, если любите модный софт.
 
 
 

Подарки.

Подарки

Можно небольшие, но приятные. Например, в одной компании, есть традиция раз в год вручать сотрудникам, отработавшим больше девяти месяцев элегантные брелки для ключей с символикой компании. Я давно там не работаю, но брелок ношу до сих пор, он довольно милый и вызывает приятные воспоминания. В другой компании дарили маленькие жёлтые значки (они хорошо сочетались с деловыми костюмами), а женщинам — ещё и шейные платки с символикой. Правда, при увольнении их нужно было возвращать.
 
 
 

Прозрачные условия карьерного роста.

 

Карьерный рост

С удивлением обнаружил, что многие коллеги тепло отзываются о… Макдоналдсе. Причём, не о продукции, а о системе карьерного роста. Нельзя прийти в Макдоналдс с улицы и сразу стать менеджером или директором. Нужно пройти по немаленькой, но очень чётко расписанной карьерной лестнице. Отмыть несколько километров кафеля, постоять на картошке, на малом мясе, на большом мясе, за кассой, вырасти до старшего смены. Причём, точно известно, при каких условиях можно добиться повышения и что для этого нужно делать. Правда, у этой системы есть и обратная сторона — за отклонение от стандартов в этой компании без всяких церемоний могут уволить сотрудника даже с десятилетним стажем. Даже директор ресторана, чьё заведение получит слишком низкий балл по результатам проверок тайными покупателями, будет выкинут на мороз.

В некоторых компаниях актуален вертикальный рост. В других большая управленческая иерархия не нужна, там актуален рост горизонтальный. Но есть общее правило — сотрудник должен очень чётко понимать, что ему нужно сделать, чтобы заслужить повышение. Идеальная ситуация — когда в компании можно лично вырасти с рядовой должности до топ-менеджера, такие управленцы часто весьма эффективны и лояльны компании.
 
 
 

Критерии оценки.

Критерии оценки

Сотрудник должен очень чётко знать, какая деятельность является для него основной и по каким признакам можно понять, насколько хорошо он справляется с задачами. Профессионал задаёт на собеседовании вопрос: «Каких результатов вы от меня ждёте и как конкретно вы и я сможем понять, что эти результаты достигнуты?»
 
 
 

Возможность высказаться и быть услышанным.

Возможность высказаться

Очень, очень, очень правильно привлекать сотрудников для решения важных вопросов. Безусловно, решение принимает и несёт за него ответственность директор, но сотрудников нужно привлекать, опрашивать и слушать. Причина проста — руководитель априори не владеет полной картиной происходящего. Вторая причина — сотрудникам очень приятно чувствовать причастность.

В вопросах мотивации, консультироваться нужно обязательно. Например, соучредитель сети «Тонус-клуб» Ирина Чирва предлагает работникам определить 3 показателя, по которым будет оцениваться их работа. Ответы помогают сформировать систему оценки по KPI.
 
 
 

Личный контакт с руководителем компании.

 

Контакт с руководителем

Весьма полезно иногда, подобно Джобсу совершить длительную пешую прогулку и неформально побеседовать с кем-нибудь из сотрудников, можно услышать много интересного. Главное — предупредить об этом сотрудника заранее.
 
 
 

Бесплатный обед в офисе.

 

Бесплатный обед

Не так уж затратно пару раз в месяц заказывать для всех сотрудников отдела пиццу или суши (чаще всего так делают в IT-компаниях). Особенно приятно дать сотрудникам возможность выбрать, какие именно пиццы/суши заказать. Например, я не переношу любые стручковые перцы — красные, жёлтые, зелёные, меня воротит даже от запаха (молотый перец люблю) и если в заказе будут только пиццы с красным перцем, меня это очень огорчит.
 
 
 

Доска почёта.

 

Доска почёта

Присутствовать на доске почёта в качестве работника месяца приятно даже тем, кто говорит, что абсолютно не тщеславен.

В одной из компаний, в которых мне доводилось работать, применялась ещё более интересная практика. По завершении любой значимой работы, на доску вывешивался оформленный дизайнером лист с благодарностью руководителю, аналитику, разработчику и тестировщику доработки. Это чрезвычайно приятно. Я обожал подходить к этой доске в обед и убеждаться, что участвовал во всех значимых проектах и мне за это благодарны. Главное — ничего не перепутать в этих листах. Сотрудник, которого таким образом похвалили за работу, которую он не делал, отнесётся равнодушно, а вот если не упомянуть причастного, он огорчится на пустом месте. И вообще, вопросы мотивации не терпят халатного отношения.
 
 
 

Возможность работать удалённо.

Работа из дома

Даже не буду описывать, почему это здорово.
 
 
 

Скидки на продукцию компании.

Скидка на продукцию компании

Например, стандартная практика IT-компаний — давать сотруднику возможность покупать компьютерную технику через собственный техотдел по партнёрским ценам, а в качестве поощрения — оплатить сотруднику часть или даже половину покупки.
 
 
 

Мотивационный дашборд.

Мотивационный дашборд

Повесить на видном месте большой монитор с текущими показателями, меняющимися в реальном времени. Если нет денег на монитор — маркерную доску. Особенно эффективно для продавцов.

Даёт эффект уже спустя неделю использования. Раньше худшие продавцы понимали, что их плохие продажи могут остаться незамеченными. Сейчас же начинается увлекательная игра, соревнование, ведь никто не желает оставаться последним. При этом дух соревнований всё равно не мешает продавцам друг друга поддерживать. Им видно, сколько остается до выполнения плана продаж, начиная подгонять и остальных сотрудников — срабатывает командный дух.

Для разработчиков это может быть диаграмма сгорания во время периода кодинга и информация о количестве активных/исправленных/закрытых дефектов в период стабилизации.
 
 
 

Оплата обучения.

Оплата обучения

Тут всё просто. В качестве поощрения предлагать сотруднику выбрать курсы повышения квалификации и оплатить их. Нужно быть полным мудаком, чтобы думать, что после этого сотрудник станет более квалифицированным и уволится из компании.
 
 
 

Копилка клёвых идей.

Копилка клёвых идей

Если сотрудники обращаются с интересными предложениями, эти предложения обязательно нужно фиксировать. Правда, если их не внедрять (или хотя бы не объяснять, почему та или иная идея не будет внедрена), они перестанут это делать.

Изображение с oddnugget.com